Так я слышал: однажды Благословенный жил в Раджагахе, в бамбуковой роще, в месте кормления белок.
Комментарий даёт историю происхождения "места кормления белок", согласно которой некий правитель, будучи в нетрезвом состоянии, пошёл в это место развлечься и уснул. Его придворные пошли гулять. В то время на запах алкоголя выползла змея и собиралась ужалить правителя. Божество решило спасти правителя и приняв облик белки разбудило его. Правитель в благодарность решил сделать здесь заповедник для белок.
В то время Сингалака - сын домохозяина, поднявшись рано утром, выйдя из Раджагахи, с влажной одеждой и влажными волосами, поклонялся соединёнными вместе руками различным сторонам света - востоку, югу, западу, северу, надиру и зениту.
В комментарии объясняется, почему Сингалака поклонялся сторонам света:
Якобы его отец был знатным/богатым домохозяином, в его доме было спрятано богатство в 40 мириадов.
Он (отец) был достигшим цели учеником Благословенного, вошедшим в поток. Его жена также была вошедшей в поток.
Однако его сын не был убеждён, не был привержен [Благословенному].
Отец и мать часто наставляли его следующим образом: "милый, иди к Учителю, иди к полководцу Дхаммы [Сарипутте], Махамоггаллане, Махакассапе, 80 великим ученикам".
Он отвечал так: "нет у меня никакого дела, по которому я должен идти к вашим отшельникам, когда приходишь к отшельникам, им надо кланяться, у того, кто кланяется начинает болеть спина (?), колени ноют, необходимо садиться на землю, у сидящего на земле одеяния пачкаются и изнашиваются, из-за сидения поблизости начинается дружественная беседа, при наличии этого возникает близость (доверие), с этого момента надлежит пригласив [к себе домой] подавать одеяния, подаяние пищи и прочее.
В этих условиях богатство сокращается, нет у меня никакого дела, по которому я должен идти к вашим отшельникам".
Вот так будучи в течение всей жизни наставляем он не хотел обращаться в религию родителей.
Когда отец лежал на смертном одре он подумал "сейчас уместно дать наставление моему сыну" и подумал далее - "я дам ему наставление 'милый, поклоняйся сторонам света' и он не зная зачем будет поклоняться сторонам света, и тогда Учитель (Будда) или его ученик увидит и спросит 'что вы делаете?'.
На то он ответит: 'мой отец наставил меня совершать поклонение сторонам света'.
И тогда они ответят: 'это не те стороны света, поклоняться которым тебя наставил твой отец, но вот каким сторонам света следует поклоняться' и преподадут ему Дхамму.
Он, узнав благие качества системы Будды, будет делать благие дела."
И тогда он, давая сыну наставление, сказал: "милый, встав рано поклоняйся шести сторонам света".
Беседа с лежащим на смертном одре запоминается на всю жизнь.
Поэтому этот сын домохозяина, помня слова отца, делал так как он сказал.
Тогда Благословенный встал рано утром, оделся и, взяв одеяние и сосуд для подаяния, отправился в Раджагаху за едой.
И Благословенный увидел Сингалаку - сына домохозяина, вставшего рано утром, вышедшего из Раджагахи с влажной одеждой и влажными волосами, поклоняющегося соединёнными вместе руками различным сторонам света - востоку, югу, западу, северу, надиру и зениту.
Комментарий говорит, что слово "увидел" относится не тому моменту, когда Будда пересёкся с Сингалакой непосредственно, а к тому времени, когда он осматривал мир оком Будды и понял, что стоит пойти в это место для прочтения важного наставления, которое объяснит "дисциплину для мирян" (gihivinaya). Когда Будда подошёл, Сингалака не увидел его и продолжал поклоняться сторонам света.
Увидев Сингалаку - сына домохозяина [Благословенный] сказал ему так: "Почему вы, о сын домохозяина, встали рано утром, и, выйдя из Раджагахи с влажной одеждой и влажными волосами, поклоняетесь соединёнными вместе руками различным сторонам света - востоку, югу, западу, северу, надиру и зениту?"
"Почтенный, мой отец при смерти сказал мне: "Милый, тебе надлежит поклоняться сторонам света".
Почтенный, я, уважая, чтя, почитая и соблюдая это слово моего отца, встал рано утром, вышел из Раджагахи с влажной одеждой и влажными волосами, и поклоняюсь соединёнными вместе руками различным сторонам света - востоку, югу, западу, северу, надиру и зениту."
"О сын домохозяина, не так нужно поклоняться шести сторонам света согласно дисциплине благородных".
"Но как же, о досточтимый, нужно поклоняться шести сторонам света согласно дисциплине благородных?
Было бы хорошо, о досточтимый, если Благословенный преподал бы мне учение о том, как нужно поклоняться шести сторонам света согласно дисциплине благородных."
"Тогда, о сын домохозяина, слушай и тщательно внимай, я буду говорить."
"Да будет так, досточтимый", - отвечал Благословенному Сингалака, сын домохозяина.
Комментарий говорит, что у Сингалаки возникли сомнения по поводу того, тем ли сторонам света он поклоняется и он решил расспросить о надлежащих сторонах света и поклоняться им.
- Оставить комментарий
- 72 просмотра