Зенит: отшельники и брахманы

Опубликовано khantibalo от
Chaddisāpaṭicchādanakaṇḍaṃ
Пятью способами, о сын домохозяина, должен домохозяин служить отшельникам и брахманам как зениту: (1) дружелюбными поступками тела, (2) дружелюбными поступками речи, (3) дружелюбными поступками ума, (4) не закрывая для них двери, (5) обеспечивая их материальные потребности.

Объяснение в комментарии

Chaddisāpaṭicchādanakaṇḍavaṇṇanā
[Домохозяин - отшельникам] "Дружелюбными поступками тела" и т.д.: здесь поступки тела и прочего называются "дружелюбными", если совершаются после зарождения дружелюбной мысли.
Среди них дружелюбными поступками тела являются [например] следующие: пойти в монастырь для приглашения монахов, взять сосуд для воды и цедить воду, массировать спину и ноги, а также другие подобные дела.
Дружелюбными поступками речи являются [например] следующие: когда человек видит монахов, которые входят и ждут подаяния, он говорит: "Уважительно подайте им рисовой каши! Дайте им еды" и подобные, а также почтительно принимая религиозную проповедь словом "хорошо".
Дружелюбными поступками ума является [например] следующее мышление: "Пусть старшие монахи, которые полагаются на нашу семью [в добыче пропитания и проч.] избегут ненависти или недоброжелательности".
"Не закрывая для них двери": не оставляя их в закрытом состоянии.
Здесь тот, кто не совершает даров нравственным людям и ничего для них не делает, является тем, чья дверь закрыта, даже если у него открыты все двери.
Тот, кто дарит им подарки и делает что-то для них, является тем, чья дверь открыта, даже если все его двери закрыты.
Следовательно, когда нравственные люди приходят к двери, следует подать им что есть, не говоря "У меня нет".
Вот что называется "не закрывая для них двери".
"Обеспечивая их материальные потребности": еда для утреннего приёма пищи называется материальными потребностями. Поэтому смысл следующий: путём обеспечения нравственных людей едой в виде рисовой каши.

Как они отплачивают

Chaddisāpaṭicchādanakaṇḍaṃ
Отшельники и брахманы, которым домохозяин так служит как зениту пятью способами, отплачивают ему шестью способами: (1) они удерживают его от зла, (2) они ведут его к благому, (3) они заботятся о нём благими мыслями, (4) они рассказывают ему то, что он не слышал, (5) они очищают то, что он услышал, (6) они указывают путь в благой удел.
Этими шестью способами, о сын домохозяина, отшельники и брахманы, которым выходец из [благородного] рода служит пятью способами как зениту, отплачивают ему.
Таким образом зенит становится защищён, спокоен и безопасен."

Объяснение комментария

Chaddisāpaṭicchādanakaṇḍavaṇṇanā
[Отшельники - домохозяину] "Они заботятся о них благими мыслями": распространением благих мыслей: "Пусть все существа будут счастливы, без ненависти, здоровы, без недоброжелательности".
Кроме того, входя в дом своих спонсоров вместе со своими нравственными друзьями-практикующими, они заботятся о нём благими мыслями.
"Они очищают что то, что он услышал": они устраняют сомнения объясняя смысл того, что обычно слышат миряне или они побуждают мирян следовать услышанному.