Несущий свет

Опубликовано khantibalo от

Появление Будды в мире приобретает особое значение именно на фоне тех условий человеческого существования, что были описаны в предыдущей главе. Он появляется как факелоносец для существ в безначальной вселенной, которые погружены во тьму неведения и скитаются, оставаясь под властью старости, болезни, смерти и нового рождения. В тексте АН 1:13 это описывается как появление большого света и сияния. Открыв освобождение самостоятельно он зажигает для нас свет знания, указывающий на реальности, которые мы должны сами увидеть, и путь практики, завершающийся состоянием окончательного прозрения.

Комментарий к АН 1:13 задаётся вопросом: почему Будда использует слово "личность" или "индивидуум", ведь в истинном смысле нет никакой личности, а есть лишь совокупности, элементы и сферы чувств? Ответом будет то, что Будда использует общеупотребимые или абсолютные термины согласно способностям понимания у слушателей. Некоторым для достижения требуется объяснение в общеупотребимых терминах. Комментарий также перечисляет 8 типов учений, которые даются с объяснением по личностям. Объясняя текст нашего фрагмента он разбирает шесть непревзойдённых:

13. Ekapuggalavaggavaṇṇanā

"Шести непревзойдённых": не имеющих ничего выше шести высших предметов.
Здесь есть эти шесть непревзойдённых: непревзойдённое видение, непревзойдённое слышание, непревзойдённое обретение, непревзойдённое обучение, непревзойдённое служение, непревзойдённое воспоминание.
Смысл в том, что есть их проявление.

Для каждого в комментарии даются подробные объяснения.

Уже в древних текстах говорится о том, что наш Будда не первый и не последний. Это не разовый эпизод, когда некто открывает путь прекращения страданий и потом уходит навсегда. С появлением и жизнью Будды связано несколько правил, которые описаны в ДН 14 и они справедливы для каждого Будды прошлого и будущего. Хотя согласно текстам в одной мировой системе может в одно время быть только один Будда, само их появление является частью процесса существования мира.

Существо, которое стремится стать Буддой, в текстах зовётся бодхисаттой. Чтобы стать Буддой, это существо в течение огромного количества мировых циклов развивает совершенства - необходимые условия чтобы стать Буддой. Когда условия выполнены, оно становится Буддой, открывая древний путь, по которому прошли все будды прошлого, и проповедует Дхамму в мире, благодаря чему существа могут пройти этим путём к освобождению. Но миссия Будды этим не исчерпывается. Он также рассказывает путь и к мирскому счастью, не ограничиваясь преподаванием глубоких учений ушедшим в бездомную жизнь отшельникам. Именно по этой причине в АН 1:13 Будда называется тем, кто приходит на благо и счастье многих, а не избранных.

В никаях личность Будды рассматривается с двух сторон. Одна из них - это обычный человек, которому приходится бороться с данностями человеческой природы, чтобы достичь состояния Будды. После этого достижения следует 45 лет учительства, когда он, будучи постигшим, странствовал среди людей, стараясь объяснить своё открытие и обеспечить его сохранение даже после его ухода. Эта часть личности Будды наиболее выражена в никаях. Но есть и другая часть, которая, хотя и занимает меньшее место в текстах, не должна игнорироваться. Здесь Будда рассматривается как индивидуум, в течение бесчисленных прошлых жизней закладывавший условия для достижения состояния Будды. МН 123 (конспект) является примером рассмотрения Будды именно с этой точки зрения. Там приводятся различные факты, связанные с его прошлой жизнью в мире "довольных" божеств, так и с рождением в этом мире людей. Перечисление различных видов чудес заканчивается словами самого Будды, согласно которым поддержанием памятования и осознания в процессе мышления, распознавания и испытывания ощущений, также является удивительным качеством, возможно более значимым, чем все перечисленные выше чудеса.

В трёх следующих текстах Будда представляется как обычный человек. В первом фрагменте МН 26 (конспект 1ч, конспект 2ч) описывается его уход в бездомную жизнь, обучение у двух известных учителей медитации, разочарование в их учениях, самостоятельное приложение усилий и триумфальное постижение бессмертного. МН 36 (конспект) заполняет пробелы, давая подробное описание его аскез. Там также даётся описание процесса достижения состояния Будды через достижение четырёх джхан и обретение трёх знаний. Последним из этих знаний является знание разрушения влечений. Может показаться, что оно возникло у него спонтанно, однако в СН 12.65 рассказывается, что незадолго до достижения состояния Будды наш бодхисатта размышлял о страдании, приносимом старостью и смертью. Проследив их условия с помощью основательного внимания, он совершил открытие с помощью мудрости. Это исследование приводит к открытию обусловленного возникновения, ставшего впоследствии краеугольным камнем его учения. Следует учесть, что была открыта не просто взаимосвязь явлений, была установлена последовательность условий, по которым возникает старость и смерть. При этом путь к постижению был открыт именно благодаря познанию обусловленного возникновения в части прекращения, а не возникновения. Метафора древнего города, приведённая в тексте дальше, показывает, что достижение состояния Будды является не созданием чего-то нового, а открытием древнего пути, по которому шли будды прошлого. Комментарий к этой сутте пытается объяснить почему формула обусловленного возникновения приводится здесь не полностью:

5. Nagarasuttavaṇṇanā

"Разве не увидев неведение и волевые конструкции можно стать буддой?"
"Правильно, нельзя, но им они были увидены через пребывание, привязанность и жажду.

Также в этой сутте есть так называемый "водоворот", когда сознание и умственно-телесное обуславливают друг друга. Слова сутты "вот так можно родиться" означают, что рождение и возрождение возможны именно тогда, когда эта пара обуславливает друг друга.

Во втором фрагменте МН 26 (конспект) описывается период после достижения бодхисаттой состояние Будды, когда он начинает обдумывать вопрос того, стоит ли делиться своим открытием с другими. Здесь в приземлённом объяснении мы видим эпизод-чудо с приходом брахмы Сахампати, который просит Будду учить Дхамме. Будда удовлетворяет его просьбу и определяет первых учеников. Получив наставления о Будды они самостоятельно постигают бессмертное. Здесь, в МН 26, не указано какое именно учение им было преподано. Оно приводится в СН 56.11 - первой проповеди Будды (конспект).

Будда начинает свою первую проповедь с объяснения, что был открыт срединный путь. Почему так было сделано, ясно из предыдущего фрагмента МН 26, согласно которому пять аскетов изначательно отказались слушать Будду, обвиняя его в возвращении к роскоши. Поэтому ему пришлось начать первую проповедь с убеждения в том, что он не вернулся к роскоши, а открыл новый путь к постижению. Этот подход следует принципу отказа от чувственных удовольствий, но также избегает крайности самоистязания как бесполезной. Затем Будда объясняет им благородный восьмеричный путь, не уклоняющийся в эти крайности и приводящий к освобождению от страданий. Затем он переходит к объяснению предметов, которые были им открыты в ночь постижения. Четыре реальности для благородных приводятся с трёх точек зрения и такое преподавание их и является здесь поворотом колеса Дхаммы. Только понимание всех 12 аспектов по словам Будды позволило ему заявить, что он достиг высшего постижения. Обычное приземлённое объяснение завершается чудесным эпизодом с восклицанием божеств и сотрясанием мирового элемента. Наконец, Будда поздравляет Конданню с прозрением в суть явлений. Таким образом истина, открытая Буддой, была впервые передана другому человеку, знаменуя начало её путешествия по Индии и всему миру.