Общее об уровнях постижения
Как мы уже видели ранее, целью развития мудрости является постижение ниббаны. В текстах "корзины наставлений" описывается фиксированная последовательность этапов, через которые практикующий проходит по пути к ней. Проходя через эти этапы последователь Будды трансформируется из "необразованного простолюдина" в освобождённого индивидуума, называемого в текстах арахантом (достойным). Этот индивидуум полностью познал четыре реальности для благородных и лично постиг ниббану в этой жизни. Некоторые из этих этапов уже упоминались в тексте ранее. В настоящей главе мы рассмотрим их более системно.
Вступив на необратимый путь достижения ниббаны, практикующий становится благородной личностью. Слово "благородный" здесь указывает на духовное благородство. Есть четыре основных вида благородных личностей и каждому из этих видов соответствуют два уровня. На первом уровне последователи занимаются практикой для личного постижения плода, которое непременно происходит в течение этой жизни, на втором уровне находятся те, кто укрепились в плоде. Таким образом, четыре вида благородных личностей на самом деле представляют собой четыре пары и всего по отдельности их получается 8. Они перечислены в АН 8.59: практикующий для личного постижения плода вхождения в поток, вошедший в поток, практикующий для личного постижения плода однократного возвращения, возвращающийся однажды, практикующий для личного постижения плода невозвращения, невозвращающийся, практикующий для личного постижения плода арахантства, арахант (достойный). В СН 48.18 даётся градация этих типов согласно силе их духовных способностей. Индивидуум на каждой последующей стадии имеет более сильные духовные способности, чем на предыдущей. Первые семь типов личностей называются обучающимися, арахант называется закончившим обучение.
Четыре основных этапа определяются двумя способами: (1) через оковы, разрушаемые при достижении данного этапа и (2) через судьбу, которая уготована постигшему плод. В МН 22 для четырёх видов благородных личностей объясняются как разрушаемые оковы, так и уготованная им судьба. В текстах "корзины наставлений" разрушаемые оковы приводятся в виде десятки. У вошедшего в поток отброшено убеждение в самоотождествлении, то есть взгляд о существовании чего-либо, являющегося им самим среди пяти совокупностей или в чём-то связанном с ними. Второй отброшенной оковой является неуверенность в Будде, Дхамме и Сообществе, а также в обучении. Третьей отброшенной оковой является привязанность к образам действия и обетам, состоящая в убеждении, что к освобождению можно прийти лишь путём соблюдения каких-то принципов, в особенности религиозных образов действия и обетов. Вошедшему в поток гарантировано достижение архатства за период не более семи жизней, которые будут в мире людей или более высоких мирах. Восьмого состояния бытия у него не будет и он также навсегда свободен от рождения в низших мирах - в аду, в мире животных и в мире страдающих духов.
У возвращающегося однажды какие-либо новые оковы не отбрасываются. У него отброшены те же оковы, что и у вошедшего в поток, но также ослаблены три корня неблаготворного - страсть, отвращение и заблуждение. В комментаторской литературе уточняется, что они активизируются редко и когда всё-таки активизируются, сильно не одолевают. Как следует из названия этого уровня, возвращающийся однажды приходит в этот мир только один раз, после чего положит конец страданию.
У невозвращающегося отбрасываются все 5 нижних оков, т.е. помимо 3 оков, отброшенных на этапе вхождения в поток, у него отбрасывается чувственная страсть и недоброжелательность. Поскольку чувственная страсть у него устранена, нет ничего что привязывало бы невозвращающегося к миру страсти. После смерти он возрождается в тонкоматериальном мире на одном из пяти уровней, называемых "чистыми землями", где могут обитать только невозвращающиеся. Там он достигает окончательной ниббаны не возрождаясь более в мире страсти.
Однако невозвращающийся всё ещё скован пятью высшими оковами: жаждой существования в мире тонкой материи, жаждой существования в нематериальном мире, самомнением, неугомонностью и неведением. Те, кто отбросили 5 высших оков, больше не привязаны к конструированному миру. Такие существа называются арахантами (в переводе "достойные"). Все оковы у них разрушены, они освободились истинным знанием. Качества четырёх видов благородных личностей можно представить в виде таблицы:
Оковы, отбрасываемые достижением | Возрождение | |
вошедший в поток | убеждение в самоотождествлении, неуверенность, привязанность к образам действия и обетам | не более семи рождений среди людей или божеств |
возвращающийся однажды | никакие, но страсть, отвращение и заблуждение ослабляются | одно рождение в мире страсти |
невозвращающийся | чувственная страсть и недоброжелательность | одно рождение в чистых землях тонкоматериального мира |
арахант (достойный) | жажда существования в мире тонкой материи, жажда существования в нематериальном мире, самомнение, неугомонность и неведение | нет |
Помимо четырёх основных видов благородных личностей, в текстах "корзины наставлений" упоминается ещё два вида, которые помещаются перед вошедшим в поток. Они называются "следующими за убеждённостью" и "следующими за Дхаммой". Их относят в категорию личностей, практикующих для личного постижения плода вхождения в поток. Эта пара приводится, чтобы показать различие данных практикующих в зависимости от того, какое качество в них наиболее сильно. У следующего за Дхаммой мудрость наиболее сильна, у следующего за убеждённостью преобладает убеждённость. Интересно, что на данном этапе именно эти два качества делят практикующих на два вида, а не остальные три: усердие, памятование и собранность ума. Согласно МН 22 уровнем ниже практикующих для личного постижения плода вхождения в поток находятся те последователи Будды, которые имеют достаточную убеждённость в Будде и достаточную любовь к нему. Комментарий объясняет что это за последователи:
"достаточная убеждённость во мне, достаточную любовь ко мне": у тех, у кого другого благородного качества нет, но есть достаточная убеждённость и достаточная любовь к Татхагате.
Под этим подразумеваются индивидуумы, занимающиеся практикой прозрения.
Ведь у занимающихся практикой прозрения монахов, сидящих, установив прозрение, возникает одна лишь убеждённость и одна лишь любовь к Татхагате.
Благодаря этой убеждённости и этой любви, они отправляются в божественный мир как будто из взяли рукой и туда поместили, якобы их удел предрешён.
Однако старшие монахи-предшественники называют таких монахов младшими вошедшими в поток.
В комментаторской литературе есть и ещё одно объяснение практикующих для личного постижения плода вхождения в поток. Комментарий к МН 142 утверждает, что в эту категорию входят все последователи Будды, начиная от принявших прибежище, но не достигших вхождения в поток.
Из объяснения видов благородных личностей, приведённого в МН 22, может сложиться впечатление, что все достигшие этих уровней являются монахами. Однако это не так. В МН 22 так сформулировано, потому что это наставление читалось монахам. МН 73 рассеивает это представление и показывает более чёткую картину как благородные личности распределены среди групп последователей Будды. Как состояние в котором можно находиться длительное время, архатство является прерогативой монахов и монахинь. Это не значит, что только монахи и монахини могут достичь архатства. В наставлениях Будды и комментариях к ним упоминается несколько случаев, когда мирские последователи достигали конечной цели. Однако они достигали архатства непосредственно перед кончиной или вскоре после достижения вступали в монашеский орден. Они не продолжают жить дома как домохозяева-араханты, потому что состояние индивидуума, полностью разрушившего жажду, несовместимо с домохозяйской жизнью.
Однако невозвращающиеся могут жить как домохозяева. Чувственное желание у них искоренено и, если невозвращающийся живёт домохозяин, он соблюдает целибат. Они описываются как одетые в белое домохозяева, ведущие целомудренную жизнь. Хотя в текстах корзины наставлений ничего об этом не говорится, можно предположить, что практикующие для личного постижения плода невозвращения также ведут целомудренную жизнь. Однако, вошедшие в поток и возвращающиеся однажды, живущие как домохозяева, могут и не соблюдать целибат. В МН 73 они описываются как домохозяева, наслаждающиеся чувственными удовольствиями. Поэтому, хотя некоторые из этих домохозяев могут соблюдать целомудрие, это не является правилом. Комментарий к МН 73 уточняет, что Ваччхагота обратился к Будде с вопросом, думая, что в общине Будды только он сам достиг конечной цели.
В текстах "корзины наставлений" иногда используется другая схема для классификации благородных личностей, в которой различие проводится по преобладающей способности, а не уровню достижения. Основным примером такой схемы является фрагмент МН 70. Согласно этому методу араханты подразделяются на два вида: освободившийся обоими путями и освободившийся мудростью. Освободившийся обоими путями называется так, потому что он освободился от материи путём нематериальных достижений и освободился от всех загрязнений путём достижения архатства. Освободившиеся мудростью не овладели нематериальными достижениями, но обрели последний плод силой мудрости в сочетании с теми уровнями собранности ума, которые не доходят до нематериальных достижений. В комментаторской литературе сюда также включаются те, кто достиг архатства, практикуя только прозрение. В текстах "корзины наставлений" возможность такого достижения не приводится.
Достигшие более низких уровней начиная с вхождения в поток, подразделяются на три вида. Овладевший нематериальными достижениями называется засвидетельствовавшим телом. Не овладевший ими последователь, у которого преобладает мудрость, называется достигшим взгляда. Если же он не овладел нематериальными достижениями и у него преобладает убеждённость, он называется освободившимся убеждённостью. Два последних вида соответствуют следующему за Дхаммой и следующему за убеждённостью, которые упоминались ранее.
Нужно отметить, что в данной схеме не упоминается практикующий для личного постижения плода вхождения в поток, овладевший нематериальными достижениями. Не следует считать, что этот вид последователей в принципе исключён, он просто не применим для цели классификации. По всей видимости на этом предварительном этапе выделение отдельной категории для тех, кто обладает особыми способностями в собранности ума, было сочтено ненужным.
В комментаторской литературе разрабатывается собственная трактовка благородных личностей путём введения понятия четырёх путей. Четыре пути - это сами достижения, которые предшествуют состояниям плода. По мнению составителей комментариев, оковы, приведённые в таблице выше, разрушаются именно этими состояниями пути. Длительность состояний пути составляет 1 миг ума, после чего следует состояние плода. На основании этого выстраиваются и другие теории, не имеющие оснований в наставлениях Будды.
Пытаясь объяснить наставления Будды, комментарии повсеместно используют теорию четырёх путей - в этом можно убедиться, читая комментарии к текстам этой антологии. Однако при тщательном сопоставлении противоречие её текстам "корзины наставлений" становится очевидным. Комментарии повсеместно утверждают, что "следующий за Дхаммой" и "следующий за убеждённостью" находятся в состоянии пути вхождения в поток. Согласно теории самих комментариев это означает, что они находятся в нём всего лишь один момент ума, после чего наступает состояние плода. Однако, как следует из рассматриваемой в следующем разделе СН 25.1, они могут находиться в этом состоянии длительное время. В связи с этим, сомнительной выглядит как сама эта теория, так и то, что построено на её основе: отсутствие задержки между путём и плодом, концепция "задерживающего цикл" и включение в Сообщество прибежища только находящихся в состоянии путей и плодов.
Вошедший в поток
В следующей далее подборке текстов виды благородных личностей будут рассмотрены по отдельности. Начнём с вошедшего в поток, но перед этим нужно сделать несколько замечаний. В текстах "корзины наставлений" большинство людей называются "необученными простолюдинами". Им нет дела до Будды и его учения, нет понимания Дхаммы или стремления её практиковать. Цель пути Будды состоит в том, чтобы привести необученного простолюдина к достижению Неумирающего и уровни благородных личностей являются шагами, ведущими к окончанию этого пути. Процесс трансформации обычно начинается с того, что человек встречается с учением Будды и приобретает доверие Будде как учителю, способному привести к освобождению от страданий. Затем необходимо приобрести ясное понимание Дхаммы, принять нравственные факторы обучения и приступить к систематической практике пути. В наставлениях Будды этот человек называется "последователь благородных", хотя палийский термин допускает понимание и "благородный последователь", что намекает на уже достигшего как минимум вхождения в поток.
В комментаторской литературе тот, кто обладает приверженностью Дхамме и стремится достичь вхождения в поток, называется хорошим простолюдином. Чтобы это стремление исполнилось, нужно развивать четыре фактора, ведущих к вхождению в поток. Согласно СН 55.5 для этого нужно водиться с праведными людьми, слушать истинную Дхамму, основательно направлять внимание (например, посредством наблюдения услады, недостатка и способа избавления) и практиковать согласно Дхамме (то есть заниматься тройным обучением нравственности, собранности ума и мудрости). Вершиной обучения, которым занимается практикующий, является развитие прозрения - это тщательное отслеживание совокупностей, сфер чувств и элементов как непостоянных, связанных со страданием и не являющихся мной. В определённый момент, когда прозрение достигает своего пика, понимание практикующего претерпевает большое изменение, которое указывает на вступление на непреложный путь истинности, истинный благородный восьмеричный путь, необратимо ведущий к ниббане. Как показывает СН 25.1 такой последователь превзошёл территорию простолюдинов и достиг территории благородных. Хотя вхождения в поток ещё не достигнуто, он не может скончаться не постигнув плод вхождения в поток. Завершающий фрагмент этого текста показывает отличие практикующих для достижения вхождения в поток от достигшего этого состояния. Следующий за убеждённостью принимает учения из убеждённости в учителе с ограниченной степенью понимания. Следующий за Дхаммой принимает их благодаря исследованию с более высокой степенью понимания. Однако вошедший в поток лично познал и увидел истинность этих учений.
Как мы уже видели ранее, среди последователей, которые практикуют для достижения плода вхождения в поток, есть различия в том, какое качество у них доминирует. У некоторых преобладает убеждённость в Будде, поэтому они называются следующими за убеждённостью. У других доминирует мудрость, они называются следующими за Дхаммой. Сходны они в том, что обоим нужно заниматься практикой пути для достижения плода вхождения в поток. Когда они обретают возможность видеть Дхамму непосредственно, постигли её, они становятся вошедшими в поток, которым уготовано полное постижение и окончательная ниббана за срок не более семи жизней (СН 13.1). У вошедших в поток уничтожены три нижние оковы и они обладают всеми восемью факторами благородного восьмеричного пути. Также они обладают четырьмя качествами вошедшего в поток: непоколебимая приверженность Будде, Дхамме и Сообществу, а также строгое соблюдение принципов нравственности (СН 55.2, СН 55.1). Комментарий уточняет, что непоколебимая приверженность, упоминаемая в СН 55.1, возникает благодаря достижению вхождения в поток. Мир страданий, дурной удел, низший мир соответствует аду, миру животных и миру страдающих духов.
Возвращающийся однажды
Чтобы разрушить оставшиеся оковы, вошедшему в поток необходимо далее развивать свою способность видения. На следующем большом этапе на пути, называемом однократным возвращением, оковы не уничтожаются, однако происходит ослабление трёх корней порока - страсти, отвращения и заблуждения. Они ослабляются до такой степени, что последователю уготовано возрождение в "этом мире", т.е. в мире страсти, всего один раз, после чего будет положен конец страданию.
Невозвращающийся
Последователь, достигший вхождения в поток или однократного возвращения, может не довольствоваться ими, а продолжать практику для достижения двух высших ступеней. В текстах "корзины наставлений" приводятся описания, из которых следует, что нравственный простолюдин с особо развитыми способностями может сразу достичь состояния невозвращения. Оно всегда описывается как разрушение пяти нижних оков - трёх оков, разрушенных у вошедшего в поток, а также чувственной страсти и недоброжелательности. Из текстов "корзины наставлений" создаётся впечатление, что человек с сильной мудростью может достичь этого за один шаг. Однако в комментариях это объясняется как быстрое последовательное достижение первого и второго плода, после чего следует плод невозвращения.
Согласно МН 64 для отбрасывания пяти нижних оков монах должен достичь любого из четырёх состояний умственной поголощённости, либо войти в нематериальное достижение первого, второго или третьего уровня. Факторы нематериального достижения четвёртого уровня слишком тонкие чтобы быть основой прозрения. Направляя внимание на факторы того или иного состояния, практикующий классифицирует их по пяти совокупностям: тело (отсутствует в нематериальных достижениях), ощущение, распознавание, умственные конструкции и сознание. Затем он отслеживает в этих факторах три характеристики: непостоянство, страдание и не являющееся мной. По мере того как идёт отслеживание, его ум отворачивается от конструированных явлений и сосредотачивается на неумирающем элементе ниббаны. Если у него развитые способности, он немедленно отбрасывает все привязанности и достигает архатства, разрушения влечений. Однако если все привязанности отбросить не удаётся, он достигает невозвращения. В комментаторской литературе утверждается, что практикующий должен выйти из состояния умственной поглощённости и заниматься практикой прозрения в состоянии ума, подготовленном ранее достигнутой поглощённостью. Однако в текстах канона нет никаких указаний на необходимость выхода из поглощённости и практика прозрения идёт прямо в этом состоянии.
Будда показывал, что к достижению конечной цели практикующие приходят разными способами, и в АН 4.169 он приводит четыре типа индивидуумов в зависимости от того, как было осуществлено достижение. Четвёрка получается путём сочетания двух пар. Сначала последователи Будды подразделяются в зависимости от силы духовных способностей. Те, у кого способности сильные, достигают ниббаны прямо в этой жизни. Те, у кого они недостаточно сильные, достигают ниббаны в следующей жизни как невозвращающиеся. Вторая пара подразделяет последователей в зависимости от способа совершенствования. Последователи одного вида идут "трудным" путём, при котором используются предметы медитации, порождающие сильную мудрость и ведущие к пресыщению и бесстрастию. Последователи другого вида идут более приятным и мягким путём через состояния умственной поглощённости. Эти два вида примерно соответствуют тем последователям, которые делают акцент на прозрении и спокойствии соответственно. С некоторыми перечисленными здесь предметами медитации мы уже встречались. Непривлекательность тела описана в МН 10 (см. главу VIII этой антологии), отвратительность пищи в 11 главе Висуддхимагги, медитация на тему смерти в 8 главе Висуддхимагги, разочарование во всём мире и непостоянство всего конструированного в АН 10.60 (не входит в антологию).
В коротком тексте из 55 раздела собрания связанных наставлений (СН 55.3) приводится история юноши Дигхаву, который, пойдя трудным путём с акцентом на прозрение, достиг невозвращения. В момент прихода Будды Дигхаву лежал на смертном одре. Будда посоветовал ему развивать факторы вхождения в поток. Дигхаву ответил, что эти факторы в нём уже присутствуют, тем самым указав на вхождение в поток. Тогда Будда посоветовал ему развивать шесть предметов, которые сопричастны истинному знанию. Очевидно, Дигхаву внял этим наставлениям, потому что вскоре после его кончины Будды объявил о его достижении невозвращения. Хотя возможно, что Дигхаву уже достиг джхан и ему не требовались инструкции по их практике, также возможно, что он достиг невозвращения исключительно благодаря глубокому прозрению, возникшему от шести видов практики из совета Будды. Распознавание отбрасывания, затухания и прекращение описано в АН 10.60 (не входит в антологию).
В СН 46.3 приводится дополнительное деление тех, кто достигает невозвращения и архатства. В текстах канона показывается большое разнообразие между теми, кто достиг одного и того же духовного уровня. Именно благодаря способности проводить такое различие Будду называют обладателем совершенным знанием разнообразных способностей существ.
Поскольку невозвращающиеся разрушили пять нижних оков, их уже ничто не привязывает к миру страсти, где находится и наш мир людей. Однако они не являются полностью освободившимися от круга перерождений, поскольку всё ещё связаны пятью нижними оковами: жаждой существования в тонкоматериальном мире, жаждой существования в нематериальном мире, самомнением, неугомонностью и неведением. Самомнение "я есть" отличается от убеждения в самоотождествлении (1 окова), с которым оно близко по смыслу. Убеждение в самоотождествлении утверждает о наличии чего-то являющегося мной, которое как-то связано с пятью совокупностями. Нечто являющееся мной может быть идентично совокупностям (одной или нескольким), быть сущностью совокупностей, обладать и управлять ими. Однако у самомнения нет ясного концептуального содержания. Оно прячется в закоулках ума как размытое, бесформенное, но сильное ощущение себя как конкретной реальности. Хотя убеждение в самоотождествлении разрушается уже на этапе вхождения в поток, самомнение сохраняется у благородных личностей вплоть до невозвращающихся. Это предмет СН 22.89 с её двумя прекрасными метафорами с запахом цветка и отстиранной тканью. Благородные личности отличаются от остальных тем, что не ловятся на удочку самомнения. Они воспринимают самомнение как трюк воображения, ложное представление, которое не указывает на что-то, являющееся мной самим, на реально существующее Я. Но они не преодолели его полностью. В этом тексте Кхемака заявляет, что не отождествляется и не присваивает пять совокупностей, что говорит о достижении как минимум вхождения в поток. Однако монахи упустили из виду, что это достижение присутствует у всех благородных личностей и подумали, что Кхемака достиг архатства.
Арахант (достойный)
Тонкая привязанность и остаточное ощущение "я есть", остающиеся у невозвращающегося, происходят от неведения. Чтобы достичь конца пути, невозвращающийся должен искоренить оставшуюся часть неведения и покончить с жаждой и самомнением. Ключевой момент, когда неведение, жажда и самомнение искоренены, соответствует переходу от уровня невозвращающегося на уровень араханта (достойного). Разница между этими двумя этапами может быть очень тонкой и поэтому нужны критерии, по которым можно отличать их. В СН 48.53 Будда даёт несколько критериев, по которому обучающийся и арахант могут определить своё положение. Особого внимания заслуживает один из них, который относится к пяти духовным способностям: способность убеждённости, способность усердия, способность памятования, способность собранности ума, способность мудрости. Обучающийся с помощью мудрости видит цель, в которой способности достигают своего пика, а именно ниббану. Но он пока не может пребывать в ней. Арахант же не только видит цель с помощью мудрости, но также может и пребывать в ней.
Следующие тексты показывают араханта с различных точек зрения. В МН 22 арахант описывается набором метафор, объясняемых там же. В АН 9.7 приводится девять поступков, которые арахант не может совершить. Интересно, что в следующем наставлении АН 9.9 даётся немного другой список. Последние 4 пункта там выглядят так: не может отвергнуть Будду (комм.: начать считать Будду не буддой), не может отвергнуть Дхамму, не может отвергнуть Сообщество, не может отрешиться от обучения. В АН 9.26 дост. Сарипутта показывает непоколебимость араханта перед лицом сильных объектов чувств. Комментарий объясняет метафору с каменной колонной:
"Точно так же": здесь разрушившего влечения следует понимать подобным каменной колонне, возникающие в шести вратах загрязнения подобны сильному ветру, неспособность ветров из шести направлений поколебать каменную колонну подобна неспособности загрязнений, возникших в шести вратах, поколебать ум разрушившего влечения.
В АН 10.90 дост. Сарипутта перечисляет десять сил араханта. Данное наставление завершается перечислением 37 "крыльев постижения" (палийское слово можно понимать и как "качества, находящиеся на стороне постижения"), т.е. факторов, помогающих достичь его. 4 способа установления памятования нам уже встречались ранее в МН 10. 4 надлежащих усилия соответствуют надлежащему усилию в благородном восьмеричном пути. 4 основы сверхсил представляют собой собранность ума, основанную на (1) желании или (2) усердии или (3) уме или (4) исследовании, с участием волевых сил старания. Им посвящён 51 раздел "собрания связанных наставлений". 5 способностей уже встречались нам ранее в СН 48.18. Пять сил соответствуют этим способностям, но более развитые. Благородный восьмеричный путь уже был рассмотрен в СН 45.8.
В МН 140 описывается достижение архатства через наблюдение элементов. Связанный с этим другой фрагмент МН 140 уже приводился в предыдущей главе. Объяснение затем переходит к четырём основам араханта, который здесь называется умиротворённым мудрецом. Комментарий к этом наставлению говорит, что Пуккусати, к которому оно адресовано, достиг поглощённости ума 4 уровня и был очень привязан к нему. Сначала Будда хвалит это состояние, чтобы вселить уверенность в Пуккусати, а затем проводит его к нематериальным состояниям и надмирским достижениям. Говоря о нематериальных состояниях Будда хочет сказать, что если практикующий вошёл в одно из этих состояний и умирает, он возродится на одном из этих уровней, где длительность жизни составляет 20000 мировых циклов на самом нижнем и 84000 мировых циклов на самом высшем. Словами "это будет конструированным" он показывает недостаток этих медитативных достижений, состоящий в их непостоянстве. Отсутствие конструирования волений в отношении бытия и небытия указывает на воление как на силу, которая конструирует существование. Прекращение этого конструирования соответствует прекращению жажды вечного существования и уничтожения. Затем следует описание того как арахант в состоянии ниббаны с остатком воспринимает ощущения. Хотя ощущения у него никуда не деваются, он не испытывает страсти к приятному ощущению, отвращения к неприятному или неведения к нейтральному. Его знание о том, что после разрушения тела всё ощущаемое остынет, означает, что ощущения будут пока есть это тело с его способностями ощущать, не более этого. Перед метафорой с лампой описывается ниббана с остатком, а после метафоры - ниббана без остатка. Среди потоков мнений, которые у него не текут, "я буду" и "я не буду" относится ко взглядам о вечности и о полном уничтожении личности после смерти. Мнение о наличии или отсутствии тела является представлением о будущей жизни, равно как и три варианта в отношении наличия способности распознавания. Наш фрагмент завершается словами, что у умиротворённого мудреца нет того, из-за чего он мог бы родиться. Здесь речь о жажде бытия, которая приводит к новому рождению.
Раздел завершает СН 22.76, представляющая собой поэму, прославляющую выдающиеся качества араханта. Комментарий даёт объяснения некоторых понятий. Три вида обучения - обучение возвышенной нравственности, возвышенному уму и возвышенной мудрости. Десять факторов - это 8 факторов благородного восьмеричного пути вместе с надлежащим знанием и надлежащим освобождением. Под различением понимаются три вида самомнения: я лучше, я хуже, я равен. Семь драгоценностей - семь факторов постижения. Семь благих качеств: убеждённость, стыд (совершать дурное), страх (совершать дурное), большие знания, кипучее усердие, установленное памятование, мудрость.
Татхагата
Первый и лучший из арахантов - это сам Будда, которому посвящена последняя глава. Эта глава названа "Татхагата" согласно тому как Будда обозначал себя и подобных себе индивидуумов, открывших истину и принесших её людям. Это слово допускает два варианта понимания. Первый из них "так пришедший", согласно которому Будда появился по определённому принципу, что в комментариях предлагается понимать как принцип развития 10 совершенств и 37 "крыльев постижения". Второй вариант понимания "так ушедший", согласно которому он ушёл по определённому принципу, что в комментариях понимается как ушёл к ниббане, завершив практику спокойствия, прозрения, путей и плодов.
В тех буддийских традициях, что возникли позднее, между буддами и арахантами проводится существенная разница, но в текстах "корзины наставлений" она не так выражена, если использовать в качестве критерия поздние тексты. С одной стороны Будда является арахантом, что видно из стандартной формулы, перечисляющей его качества ("Благословенный действительно является таким, он достойный (арахант)..."), с другой стороны араханты тоже являются буддами в том смысле что они постигли в совершенстве те же самые реальности, которые постиг Будда. Таким образом, различие надо проводить между постигшим в совершенстве Буддой и арахантом, достигшим этого состояния под руководством Будды.
Какова же связь между этими двумя видами индивидуумов? Состоит ли различие в нескольких способностях, являющихся прерогативой постигшего в совершенстве, или в пути достижения? Может быть разница между ними столь велика, что их следует считать различными видами? В текстах "корзины наставлений" содержится интересная, даже захватывающая двусмысленность по этому вопросу, как показывают тексты этого раздела. В СН 22.58 поднимается вопрос о разнице между постигшим в совершенстве Буддой и монахом, освободившимся мудростью. Судя по всему, "освободившийся мудростью" здесь указывает на любого монаха, достигшего архатства, а не только на того, кто не имеет нематериальных достижений. Даваемый в тексте ответ показывает разницу в роли и в важности того и другого индивидуума. Целью Будды является открытие и объяснение истины и также он обладает уникальным знанием тонкостей пути, которого нет у его учеников. Его ученики следуют по объяснённому им пути и в дальнейшем достигают архатства под его руководством.
В более поздних ветвях буддизма Будда часто изображается как индивидуум, мотивируемый великим состраданием, а его ученики-араханты как холодные и отстранённые, безразличные к доле своих собратьев. Ити 84 как будто специально сказана, чтобы отвести такую критику. В ней говорится, что на благо многих приходит не только Будда, но также и араханты и даже те последователи Будды, которые ещё не закончили обучение. Они проживают свою жизнь из сострадания к миру, преподают учение ради блага, благополучия и счастья окружающих существ - людей и божеств. Если опираться на этот текст, то нельзя сказать, что сострадание и альтруистические мотивы являются качествами, отличающими будд от арахантов. Комментарий уточняет, что под учеником Будды здесь следует понимать как минимум вошедшего в поток. Его нравственностью являются 4 вида очищающей нравственности (сдержанность согласно патимоккхе, сдержанность способностей чувственного восприятия, чистота средств к существованию, надлежащее использование монашеских принадлежностей), и обеты в смысле тринадцати разрешённых Буддой аскетических практик.
В то же время СН 47.12 рассматривает этот вопрос с другой стороны. Здесь Будда ставит под сомнение утверждение Сарипутты о том, знает ли он нравственность, качества, мудрость, пребывание и освобождение будд прошлого, настоящего и будущего. Великий ученик может ответить на это только отрицательно, но при этом он замечает, что всё же сделал такое заявление, потому что знает как будды трёх времён достигли совершенного постижения. Они отбросили пять препятствий, укрепились в четырёх способах установления памятования и в должной степени развили семь факторов постижения.
Однако эти аспекты пути являются общими для будд и их учеников - арахантов. Помимо этого у будд есть некоторые качества, ставящие их выше даже самых высших учеников - арахантов. Судя по текстам "корзины наставлений" их превосходство стоит на двух столпах. Во первых, будды достигают этого состояния ради других, и даже самый альтруистичный ученик - арахант может только подражать будде, но никогда не сравнится с ним в этом. Во-вторых будды превосходят всех своих учеников в знании и духовных способностях.
Будда утверждает, что даже те монахи, чей ум полностью освобождён, кто обладает "непревзойдённым видением, поведением и освобождением" почитают будд, потому что его достижение позволяет другим достичь того же самого, его освобождение позволяет другим достичь освобождения, его постижение ниббаны позволяет другим постичь ниббану (МН 35, не входит в антологию). В МН 12 мы встречаем два набора качеств, считающихся прерогативой Будды, позволяющих ему "рычать львиным рыком" в собраниях и запустить колесо Дхаммы. Это десять сил Татхагаты (подробно о них в Абхидхамме, не входит в антологию) и четыре основания для уверенности в себе. Хотя некоторые из этих сил есть и у учеников, в полной мере эти два набора являются особенностью Будды и позволяют ему вести и наставлять существ согласно их склонностям и предрасположенностям. Четыре основания для уверенности в себе дают Будде силу авторитета и показывают размах миссии, которая есть только у основателя религии. В СН 56.38 Татхагата сравнивается с солнцем и луной, поскольку его появление в мире является проявлением огромного света, рассеивающего тьму неведения. В МН 19 Будда сравнивается с человеком, который спасает оленье стадо от беды, тем самым представляя его великим благодетелем человечества. Комментарий подробно объясняет метафору с чучелами.
В СН 22.78 мы снова встречаемся с метафорой львиного рыка, которая приводится в длинной истории, сравнивающей объявление Будды о непостоянстве всего сущего с рыком, издаваемым львом при выходе из своего логова. Как и в завершающем фрагменте первой проповеди (СН 56.11, приводилась во 2 главе), этот текст делает акцент на мировой масштаб миссии Будды. Его посыл относится не только к людям, но достигает даже и божественных миров, заставляя поколебаться заблуждения божеств.
Наконец, в АН 4.23 даётся несколько кратких объяснений почему Будда зовётся Татхагатой. Он зовётся Татхагатой, потому что полностью постиг мир, его возникновение, прекращение и путь, ведущий к прекращению. Также он зовётся Татхагатой, потому что он познал все явления в мире - видимые, слышимые, ощущаемые или познаваемые, он говорит только правдивую речь, его слова не расходятся с делами, он обладает в мире высшим владычеством. Это наставление заканчивается торжественными строфами, возможно добавленными составителями канона, демонстрирующей как Будда является высшим прибежищем в мире.
Личная приверженность Татхагате, присутствующая в прозе и в стихах этого наставления показывает нам тепло религиозного чувства, которое протекает через тексты палийского канона и всегда присутствует под его прохладной и сдержанной поверхностью. Этот религиозный аспект делает учение Будды чем-то большим, чем просто философей, этической системой или собранием техник медитации. Оживляя её изнутри, продвигая последователей дальше и выше, он делает Дхамму полноценным духовным путём, дорогой, основанной на приверженности конкретному человеку, являющемуся одновременно непревзойдённым учителем освобождающей истины и высшим примером той истины, которую он проповедует.
- Оставить комментарий
- 104 просмотра