Обретение трёх знаний

Опубликовано khantibalo от

Здесь описывается приложение великого усилия, к которому бодхисатта приступил после обучения у Алары Каламы и Уддаки Рамапутты.

Сначала Будда описывает Саччаке три метафоры, которые сами пришли ему на ум. Это метафоры сырого полена в воде, сырого полена на суше и сухого полена на суше с попыткой человека зажечь в них огонь. Эти метафоры соответствуют отшельникам, стремящимся к постижению и испытывающим в своём старании мучительные ощущения. Отшельники первого вида не отрешились от чувственных удовольствий в теле и уме. Отшельники второго вида отрешились в теле, но не отрешились в уме. Отшельники третьего вида отрешились в теле и в уме - только они способны на постижение.

Далее бодхисатте пришло на ум исполнять различные аскезы. Первая из них состояла в том, что бодхисатта стиснув зубы начал сокрушать свой ум умом. Результатом этого было неспокойствие тела, при этом болезненное ощущение не завладевало умом. За этим последовали 5 этапов медитации без дыхания. Они тоже сопровождались сильными болями и неспокойствием тела, при этом болезненное ощущение не завладевало умом. После этого бодхисатта решил полностью отказаться от пищи, но божества сказали, что в этом случае будут вливать питание через кожу. Чтобы их отвадить, бодхисатта стал принимать совсем немного пищи каждый день. Это привело к крайнему истощению и когда бодхисатта в результате упал на землю, божества подумали что он мёртв.

Затем он подумал есть ли какой-то другой путь к Постижению и ему открылось, что путём к постижению являются джханы, в первую из которых он вошёл ещё в возрасте 7 лет. Тогда он решил принимать пищу и восстановив силы стал входить в джханы. Когда 5 аскетов увидели, что он прекратил аскезы, он решили покинуть бодхисатту, подумав, что ему уже ничего не достичь.

Собранным в джанах умом бодхисатта в течение трёх страж ночи обрёл все знания, присущие будде:

  1. первая стража: знание собственных прошлых жизней
  2. вторая стража: божественное зрение - способность видеть работу закона каммы (кто где и почему перерождается)
  3. третья стража: знание прекращения влечений.

В начале этой сутты Саччака делает предположение, что у Будды просто не возникало такого приятного или мучительного ощущения, которое могло бы завладеть его умом (хотя такие ощущения на самом деле могут быть). К этому моменту сутты Будда отвергает это предположение, показав, что он прошёл через крайне мучительные ощущения во время аскез и крайне приятные во время вхождения в джханы.

Комментарий задаётся интересным вопросом:

6. Mahāsaccakasutavaṇṇanā
Разве Благословенный не исполнив аскез не смог бы стать буддой?
Смог вне зависимости от того, исполнил или нет.
Тогда зачем он ими занимался?
С мыслью: "Я покажу миру с его божествами своё усердие.
И он возрадуется моему благому качеству совершенствования усердия."
Даже сидя во дворце, обретя власть по наследству, кшатрий не столь радуется, по сравнению с властью, достигнутой через собирание армии и сокрушение недругов в сражении, дав две-три битвы.
Тот, кто обрёл таким образом власть и величие владычества, осмотрев собрание, вспомнив своё усердие, думая "в таком-то месте сделав такое-то дело такого-то и такого-то недруга так-то победив, так-то поразив, я достиг этого величия владычества", у него возникает сильная радость.
Точно так же и Благословенный, исполнял аскезы, думая: "я покажу усердие миру с его божествами, он моему усердию в высшей степени возрадуется, зародит довольство."
И также он исполнял аскезы из сострадания к будущим поколениям. Ведь будущие поколения могут подумать: "Постигший в совершенстве развивал совершенства четыре неисчислимых сто тысяч циклов и, прилагая усилия, достиг знания всеведения, но мы - гораздо меньше." и задумаются о необходимости прикладывать усилия. Таким образом они быстро положат конец рождению, старости и смерти. Вот так из сострадания к будущим поколениям он исполнял их.