Решение учить

Опубликовано khantibalo от

Когда Будда понял что он открыл, у него возникли сомнения о том, стоит ли преподавать эти учения людям. Он понял всю глубину обусловленного возникновения и ниббаны и у него возникли опасения, что существа, охваченные привязанностями, не смогут понять этих вещей. Комментарий говорит, что во всей полноте это стало ясно именно после достижения всеведения. И также по мнению комментария второй причиной, по которой ум Будды склонился к бездействию, является почтение людей к брахме и желание проповедовать по его просьбе с надеждой, что по этой причине люди будут более склонны слушать.

Брахма Сахампати прочитал эту мысль в уме Будды и, исчезнув из своего мира, возник перед Буддой и взмолился чтобы тот учил Дхамме. В ответ на просьбу Будда осмотрел мир и увидел существ с разной способностью воспринять учение и красивыми строфами провозгласил, что будет проповедовать. Самые способные называются имеющие мало пыли в глазах и обострённые способности восприятия. Комментарий объясняет что именно это за люди:

6. Pāsarāsisuttavaṇṇanā

И вот какой здесь текст: "Обладающий доверием индивидуум имеет мало пыли в глазах, не обладающий - имеет много пыли в глазах.
С кипучим усердием - ленивый ... с установленным памятованием - со спутанным памятованием... с собранным умом - с несобранным умом... мудрый - глупый имеет много пыли в глазах.
Здесь обладающий доверием имеет обострённые способности восприятия... мудрый видит страх и порицание в другом мире, глупый не видит страх и порицание в другом мире.

Подумав кому первому рассказать Дхамму, он вспомнил о своих прошлых учителях - Аларе Каламе и Уддаке Рамапутте. Но оказалось, что на тот момент они оба уже скончались. Тогда Будда подумал о своих пяти спутниках и поняв где они находятся, отправился к ним в Баранаси.

По пути в Баранаси его встретил аскет Упака. Удивившись облику Будды Упака спросил кто он. Но узнав из стихотворного ответа, что перед ним Будда, идущий читать первую проповедь, он не выразил никакой особой реакции и ушёл. Комментарий рассказывает, что этот Упака впоследствии вступил в монашеский орден Будды и достиг невозвращения.

Будда пришёл к пяти аскетам в полнолуние Асалха. Изначально они договорились не оказывать Сиддхатхе никакого почтения, но не смогли сдержать своего уговора. Беседуя с Буддой они не поверили, что он достиг бессмертного и только путём уговоров Будде удалось заставить их слушать. Благодаря слушанию пять аскетов достигли архатства. Комментарий объясняет как именно он обучал пять аскетов:

6. Pāsarāsisuttavaṇṇanā

"И когда я наставлял двух монахов": это сказано с целью показать не вхождение в деревню за подаянием с первого дня лунного месяца.
Ведь Благословенный находился только в месте своего проживания с целью очищать загрязнения предметов медитации этих монахов.
По мере возникновения загрязнений предметов медитации те монахи приходили к Благословенному и спрашивали.
И Благословенный, приходя в места их сидения, очищал загрязнения [их предметов].
На том будучи наставляем Благословенным, освобождённым от необходимости ходить за подаянием, в первый день лунного месяца монах Ваппа стал вошедшим в поток.
Бхаддия на второй, Маханама на третий, Ассаджи на четвёртый.
Через 2 недели собрав всех пятерых он прочитал им наставление о характеристике "не является мной", по окончании которого все они укрепились в плоде архатства.