Терпение
Терпение соответствует выносливости. Если монах обладает ей, то когда люди оскорбляют его десятью видами оскорблений или угрожают ему пытками и т.п., он как будто не слышал и не видел их и остаётся столь же невозмутимым как Кхантивади (Дж. 313). Также подобно дост. Пунне из СН 35.88 он рассматривает эти оскорбления и угрозы как превосходные, потому что люди не приносят более сильного страдания. Такого монаха восхваляют мудрецы и божества, а Будда в Дхп 399 называет брахманом:
Это терпение следует понимать как счастливое предзнаменование, потому что это причина достижения благих качеств, упомянутых здесь, а также других.
Смирение
Это качество, благодаря которому в ответ на замечание человек отвечает "хорошо", а не предаётся увиливанию или молчанию или обдумыванию достоинств и недостатков делающего замечание. Это называется счастливым предзнаменованием, потому что оно является причиной получения советов и наставлений в монашеской жизни и потому что оно является причиной оставления пороков и обретения благих качеств.
Лицезрение отшельников
Для монахов это означает видиться, оказывать помощь и вспоминать о тех монахах, которые достигли архатства и имеют многие благие качества. В Итивуттаке 107 Будда говорит о большой пользе посещения монахов, которые обладают нравственностью, собранностью ума, мудростью, освобождением, знанием и видением освобождения, которые проповедуют и наставляют.
Для мирян, если они увидели собирающих подаяние монахов, инструкция следующая:
Если есть что подать - подать согласно своим возможностям.
Если нечего подать:
- выразить почтение 5 частями тела
- если это невозможно - выразить уважение жестом с руками у груди
- если это невозможно - посмотреть с убеждённым умом и добрыми глазами
В подтверждение последнего пункта приводится история из комментария к МН 11, где рассказывается история совы, которая посмотрела с ветки на Будду с доверием к нему и Сообществу, благодаря чему по словам Будды она на множество жизней избежит дурных уделов.
Это является счастливым предзнаменованием, потому что приносит большую пользу.
Обсуждение Дхаммы в подходящее время
Комментарий объясняет это как обсуждение Дхаммы специалистами по какому-то разделу канона в утреннее или вечернее время. Либо они обсуждают это в то время когда присутствует лень, неуверенность или неугомонность. (прим. khantibalo: в комментарии к МН 10 (конспект) говорится, что подходящий разговор является средством устранения 5 препятствий, так что его можно рекомендовать как средство их устранения и не только специалистам по текстам). Это является счастливым предзнаменованием, потому что это причина достижения благих качеств, таких как прекрасное владение писаниями и проч.
- Оставить комментарий
- 9 просмотров