Строфа 2

Опубликовано khantibalo от 19 августа, 2020 - 20:37

4. Maṅgalasuttaṃ

 

Наставление, которое Благословенный прочитал в ответ на вопрос сына божества, является наставлением в ответ на вопрос. Будда иногда также читает наставления без просьбы.

Это наставление в ответ на вопрос [подобно тому, как] как умный человек, знающий правильную и неправильную дорогу, будучи спрошен о дороге, в первую очередь объясняет что нужно оставить [т.е. куда не нужно идти], потом объясняет какую дорогу выбрать: "В таком-то месте есть развилка, не иди по левой дороге, иди по правой дороге", поэтому среди того, с кем нужно и с кем не нужно контактировать, сначала объясняется с кем не нужно, а потом с кем нужно.

Поэтому сначала объяснив с кем не нужно контактировать (связываться, водиться), он объяснил с кем нужно контактировать: "Не контактировать с глупцами, контактировать с мудрыми".

В первую очередь не нужно связываться и контактировать с глупцами, как избегают неправильной дороги, затем нужно пойти по правильной дороге, т.е. контактировать и уважать мудрецов.

Тема глупцов и мудрецов выбрана первой в связи с тем, что божества и люди приняли взгляды о видимых и прочих счастливых предзнаменованиях, услышав их от глупцов.

Не контактировать с глупцами

(asevana - sevana также подходит "не водиться" - "водиться")

Здесь "глупцами" называются те существа, которые следуют дурными путями, начинающимися с убийства живых существ и так далее (АН 10.176):

9. Sammādiṭṭhisuttaṃ

 

Кроме того, шесть [небуддийских] учителей, начиная с Пураны Кассапы (из ДН2), Девадатта [и его последователи:] Кокалика, Катамодакатисса, Кхандадевияпутта, Самуддадатта, Чинча Манавика и прочие, а также брат Дигхавиды из прошлого - этих и других подобных существ следует считать глупцами.

Глупцов следует избегать, потому что, согласно цитате из АН 3.1 именно из-за них появляются все страхи, опасности, беды и несчастья. Приводится метафора с искрой из ветхого шалаша, из-за которой сгорает и роскошный дом.

Кроме того, глупец подобен протухшей рыбе, а встреча с ним подобна свёртку из листьев в котором тухлая рыба была завёрнута, и поэтому подходит только для отвращения и пренебрежения со стороны мудрых.

Неконтактирование с глупцами следует понимать счастливым предзнаменованием потому что оно является причиной благополучия в обоих мирах путём защиты людей от страхов и других бед, вызываемых контактированием с глупцами.

Контактировать с мудрыми

Здесь мудрецами называются те существа, которые воздерживаются от убийства и прочего, следуя 10 путям благотворных поступков (АН 10.176):

9. Sammādiṭṭhisuttaṃ

 

и также их можно распознать по трём признакам: они думают благие мысли, говорят благие слова, совершают благие поступки.

Кроме того, Будд, Паччекабудд, 80 великих учеников и других учеников Татхагаты, а также других персонажей сутт и джатак: Сунетта, Махаговинда, Видхура, Сарабханга, Махосадха, Сутасома, король Ними, принц Айогхара, мудрец Акитти и других следует понимать как мудрецов.

С мудрыми следует контактировать, потому что согласно той же АН 3.1 от них никогда не исходят страхи, несчастья и беды, а встреча с ними, согласно Ити 76 подобна встрече листа с благоуханной вещью, после которой лист начинает благоухать сам по себе. В комментарии приводятся примеры мирских последователей Будды, Сарипутты и Моггалланы, получивших большое благо от встреч с ними.

Почитание достойных почитания

Здесь "достойными почитания" называется очистивший себя от всех пороков и обладающий всеми благими качествами благословенный Будда, за ним паччекабудды и ученики благородных.

Даже небольшое почитание этих людей приносит благо и счастье надолго, примером здесь является Сумана - изготовитель гирлянд, Маллика и другие. В комментарии приводится история Суманы:

4. Maṅgalasuttavaṇṇanā

 

Всё это в отношении выражения почтения материальными предметами, чего уж говорить о выражении почтения путём практики?

Поэтому когда человек принятием прибежища, соблюдением этических правил, соблюдением особых предписаний в дни Упосатхи, и собственными благими качествами, начиная с четырёх видов очищающей дисциплины почитает Благословенного, кто может счесть плоды этого почитания (Дхп 195)?

В ДН16 говорится, что эти люди почитают Татхагату наивысшим почитанием:

Yamakasālā

 

Или в случае мирян для младшего брата заслуживающим почитания является старший брат или старшая сестра, для ребёнка - родители, для замужней женщины - муж, свекровь и свёкор.

В их случае почитание является счастливым предзнаменованием, потому что эти благотворные качества зовутся почитанием и потому что они является причиной увеличения продолжительности жизни и прочего.

Контактирование с мудрыми и почитание заслуживающих почитания являются счастливым предзнаменованием, потому что они служат причиной достижения ниббаны и счастливых перерождений.