Строфа 10

Опубликовано khantibalo от 14 декабря, 2020 - 20:45

4. Maṅgalasuttaṃ

 

Рвение

В комментарии слово tapo (рвение) объясняется через понятие "сжигание". Здесь под рвением можно понимать сдерживание способностей чувственного восприятия, которое сжигает алчность, огорчение и прочее (прочее - видимо неведение в отношении нейтрального ощущения) или усердие, сжигающее лень. Обладающий им (усердием?) человек зовётся пылким (ātāpī). Это является счастливым предзнаменованием, потому что это причина прекращения алчности и прочего, а также достижения джхан и прочего.

Возвышенный образ жизни

В пословном комментарии это слово объясняется как "возвышенный" или "высший" образ жизни. В объяснении смысла даётся глубокое исследование этого термина, у которого объясняется 4 значения. В комментарии к ДН2 даётся более подробное исследование и приводится целых 10 значений, не полностью пересекающихся с этими 4. Комментарий к нашему наставлению заключает, что из 4 значений здесь применимы следующие 3: (1) целомудрие, (2) дело жизни (образ жизни) отшельника, (3) система обучения. (прим. khantibalo: 3 значение тоже сомнительно). (прим. khantibalo: из всех этих объяснений по аналогии с brahmavihāra ("возвышенные состояния") здесь я использую перевод "возвышенный образ жизни", чтобы показать его как противоположный "низшему" образу жизни мирян).

Здесь его следует понимать как счастливое предзнаменование, потому что оно является причиной последовательных достижений [обретаемых последовательно через четыре пути и четыре плода, начиная с вхождения в поток и далее].

Видение реальностей для благородных

Комментарий говорит, что здесь речь о том видении, которое приобретается с достижением благородных путей. (прим. khantibalo: это не интеллектуальное понимание, это видение 4 реальностей как очевидного факта). Это является счастливым предзнаменованием, потому что это причина преодоления страдания в круге перерождений.

Осуществление ниббаны

Здесь идёт речь о плоде архатства. Слово "ниббана" объясняется как преодоление жажды, которая привязывает к пяти уделам: люди, животные, голодные духи, божества, ад. Слово "осуществление" охватывает как путь (достижение), так и плод (пересмотр). Но поскольку путь охватывается предыдущим пунктом, здесь под осуществлением следует понимать только плод. Это следует понимать как счастливое предзнаменование, потому что это является причиной для благополучной жизни здесь и сейчас и прочего.