Строфа 3

Опубликовано khantibalo от

4. Maṅgalasuttaṃ

Проживание в подходящей местности, наличие совершённых в прошлом благих поступков,
правильное направление себя — вот высшее счастливое предзнаменование.

Комментарий говорит, что хотя Будда первой строфой ответил на вопрос, он повёл себя как щедрый человек, который даёт больше чем просят. Комментарий говорит, что божества хотели услышать больше, кроме того, существуют и другие счастливые предзнаменования, и Будда хотел побудить существ к тем видам предзнаменований, которые им подходят.

Проживание в подходящей местности

Проживание в подходящей местности означает проживание в тех местах, где можно совершать благодеяния (накапливать заслуги):

  1. места, где проживает четырёхчастное собрание последователей Будды - миряне, мирянки, монахи и монахини
  2. места, где есть основания для совершения благих дел (puññakiriyāvatthu): щедрость, нравственность, развитие ума
  3. места, где объясняется девятифакторное наставление Будды: сутты, песни, разъяснения, строфы, восклицания, высказывания, джатаки, чудесное, раскрытия.

Либо это места, где проживал и проповедовал сам Будда и в целом "срединная земля" - та единственная местность, где появляются будды, их великие ученики, поворачивающие колесо правители и т.п. Проживание в этих местах приносит всевозможные блага благодаря возможности слушать и следовать советам Будды или поворачивающего колесо правителя.

Это является счастливым предзнаменованием, потому что позволяет достичь благого удела или более возвышенных плодов.

Наличие совершённых в прошлом благих поступков

Речь о поступках, которые основаны на почитании будд, паччекабудд и арахантов. Встреча с ними сама по себе может привести к архатству в той же самой жизни, но если архатство не достигнуто, эти благие поступки формируют предпосылки для его достижения в будущем. Это является счастливым предзнаменованием.

В палийских комментариях приводится много таких историй, например в комментарии к 41 строфе Дхаммапады говорится, что человек в одной из прошлых жизней поднёс еду паччекабудде и благодаря этому достиг архатства как ученик Будды Готамы. В нашем комментарии приводится ссылка на другую историю.

Правильное направление себя

4. Maṅgalasuttavaṇṇanā

"Правильно себя направлять" формулируется следующим образом: "Здесь некто, будучи безнравственным укрепляет себя в нравственности, не имея доверия укрепляет себя в совершенном доверии, будучи скупым укрепляет себя в совершенной щедрости.

Это приносит блага в этой жизни и устраняет риски, поэтому называется счастливым предзнаменованием