Пролог

Опубликовано khantibalo от

Большая часть этого наставления - в стихах, однако их предваряет небольшой фрагмент в прозе.

4. Maṅgalasuttaṃ

Так я слышал: однажды Благословенный находился в Саваттхи, в роще [принца] Джеты, в монастыре Анатхапиндики.
И вот однажды, когда ночь была почти на исходе, одно божество явилось в рощу Джеты и, осветив всю её своим великолепным сиянием, подошло к Благословенному. Подойдя, оно выразило ему почтение и встало в одной стороне.
И, стоя в одной стороне, божество обратилось к Благословенному стихами:

Здесь говорится, что Будда в то время находился в Саваттхи, в роще, посаженной принцем Джета. В этой роще богатый домохозяин Анатхапиндика построил удобный монастырь, потратив, согласно комментарию, астрономическую сумму.

Говорится, что указанное Саккой божество пришло в рощу Джеты ночью, осветив её всю целиком, и приблизилось к Будде. Комментарий здесь задаётся вопросом "зачем приходят к Будде?" и отвечает, что приходят с целью приобрести благие качества. В комментарии к СНп 1.4 описывается распорядок дня Будды и там говорится, что вторая стража ночи является тем особым временем, когда к Будде приходят божества и он отвечает на их вопросы, в том числе очень сложные.

Далее в сутте говорится, что божество выразило почтение Будде и встало в одной стороне от него. В комментарии разбирается вопрос, почему оно не село, как обычно делают люди, приходящие к Будде. На это даётся несколько причин. Во-первых мир людей для божеств ощущается как зловонный и гнилостный, поэтому оно встало, желая как можно быстрее уйти. Во-вторых, божества не устают от перемещения, в отличие от людей. В-третьих, оно не не село из уважения к Будде и великим ученикам, которые там присутствовали.