Неприятие и воздержание от порока, отказ от опьяняющих напитков,
старательность в [благотворном] поведении — вот высшее счастливое предзнаменование.
Неприятие порока
Это умственное неприятие дурного поведения.
Воздержание от порока
Это воздержание от телесных и речевых дурных поступков. Оно делится на 3 вида:
- воздержание по традиции, когда человек не совершает зла, думая, что это не соответствует его происхождению или его традиции
- воздержание из-за принятия этических правил
- воздержание в результате прекращения, когда достигнут благородный путь. У такого человека устранены страхи от чувства вины, он освобождён от 5 опасностей и враждебностей, идущих от совершения 5 первых неблаготворных поступков
Под пороком предлагается понимать первые 4 из 10 неблаготворных поступков.
Всё это неприятие и воздержание называется счастливым предзнаменованием, потому что оно является причиной достижения различных благ таких как прекращение опасностей и враждебностей в этой жизни и в будущей и т.д.
Отказ от опьяняющих напитков
Всего есть 2 класса опьяняющих напитков, на языке пали называемых surā и meraya. В каждый из них входят по 5 видов напитков, meraya судя по всему означает напитки из более качественного сырья.
Отказ от них является счастливым предзнаменованием, потому что он обеспечивает защиту от незнания цели и блага, дурного поведения по отношению к родителям, Буддам и их последователям, дурного удела после смерти или сумасшествия. Кроме того, он даёт благо противоположных качеств.
Старательность в [благотворном] поведении
Комментарий даёт два объяснения этому счастливому предзнаменованию. В первом он говорит, что речь о благотворном поведении, тогда слово appamado означает старательность в этом поведении.
Доугое объяснение видимо опирается на дословное значение appamado как "избегание беспечности" и тогда это предзнаменование можно понимать как избегание беспечности во всех делах. По словам комментария это привычка никогда не забывать о благотворных качествах, которые противоположны беззаботности, лени и прочему. В 21 строфе Дхаммапады говорится, что отказ от беспечности - это путь к бессмертному.
Эта старательность или отказ от беспечности является счастливым предзнаменованием, потому что она представляет собой причину для достижения различных видов благотворного и достижения Бессмертного.
В комментарии к ДН 34 даётся следующее объяснение:
Здесь словами "старательность в благотворных видах поведения" он объяснил старательность как всемерного помощника.
Ведь эта старательность называется большим помощником во всех благотворных видах поведения: в исполнении принципов нравственности, в сдерживании способностей чувственного восприятия, в умеренности в еде, в приверженности бодрствованию, в семи истинных дхаммах (?), в погружении в глубины прозрения, в восьми толкующих знаниях и прочем, в пяти совокупностях Дхаммы, такие как совокупность нравственности и прочего, в успехе великого монастыря, в реальностях для благородных, в способах установления памятования и прочем, в крыльях постижения, в знании прозрения и прочем.
- Оставить комментарий
- 42 просмотра