Сверхспособности

Опубликовано khantibalo от 6 мая, 2020 - 00:44

Комментарии сведены тут: знание прозрения, создание тела умом, сверхспособности, прекращение влечений.

Сверхзнания

Описываются в Висуддхимагге - конспект

Знание прозрения

Речь о монахе, который обрёл мастерство в 8 достижениях. Формула "направляет ум" и т.п. подробно разбирается в Висуддхимагге.
Под знанием и видением, к которому монах направляет свой ум, следует понимать знание прозрения.

Согласно сутте, монах направляет своё внимание на тело. Первые шесть понятий показывают отслеживание тела как подверженного возникновению: тело имеет облик (материально), состоит из 4 элементов, происходит от матери и отца, состоит из риса и каши, подвергается растиранию, подвергается массажу. Остальные три являются отслеживанием подверженности прекращению.

Сознание привязано к телу, потому что без тела оно не возникает и потому что оно в качестве опоры принимает материальное являние под названием "тело".

Объяснение метафоры
Как человек видит драгоценный камень с продетой ниткой, так и монах, направив ум к знанию прозрения, ясно видит тело из 4 элементов. Видение продетой нитки соответствует видению монаха, направившего ум на знание прозрения, что материальные явления тела стали предметом сознания прозрения.

Это знание прозрения непосредственно предшествует (благородному) пути, но указано здесь специально, чтобы помочь преодолеть страх тем, кто обрёл сверхсилы и увидел с их помощью что-то страшное.

Знание тела, созданного умом
Тело имеет те же признаки, что и монах - цвет кожи, форма ушей и проч. Оно не обладает способностью жить или воспринимать объекты чувств.
Метафоры с травинкой и прочим даются, чтобы показать аналогичность копии и оригинала.
Змея извлекается из кожи как мысленный эксперимент, только она сама может вылезти из кожи.
Остальное разбирается в Висуддхимагге.

Метафоры
Понимание умов других людей: аналогично тому, как человек видит всё в отражении своего лица, так и монах видит 16 состояний в умах других людей.
Воспоминание прошлых жизней: монах вспоминает поступки, совершённые в трёх жизнях.
Божественное зрение: строение с верхней террасой подобно телу монаха, стоящий на террасе человек подобен монаху, достигшему божественного зрения. Входящие в дом подобны входящими в утробу (в результате перерождения). Выходящие из дома подобны выходящими из утробы. Гуляющие по улицам подобны скитающимся по сансаре. Сидящие на центральной площади подобны сущствам, возродившимся в трёх сферах бытия. Момент, когда это всё становится видно, подобно моменту направления ума на знание божественного зрения. При этом бестелесные миры не попадают в поле божественного зрения.

Знание прекращения влечений
Речь о том, когда поглощённость 4 уровня используется в качестве основы прозрения. Знание прозрения у постигших в совершенстве будд, паччекабудд и учеников различается. Речь о знании учеников.
Под прекращением влечений здесь понимается путь, плод и ниббана.
Практикующий постиг реальность, являющуюся страданием путём прямого постижения, разграничив и исчерпав её.
Он постиг жажду как происхождение страдания, потому что страдание происходит от неё.
Он постиг состояние, при достижении которого страдание и его происхождение прекращаются - ниббану, которая является причиной пути.

Те же 4 реальности объясняются через загрязнения, состоящие из влечений. Освобождение от загрязнений ума объясняется далее через освобождение от влечений.

Даётся комментарий к стандартной формуле освобождения:
"Ум освобождается" соответствует моменту пути, "когда он освобождён" - момент плода, "возникает знание "освобождён"" - момент знания пересмотра. Остальная часть фразы "положен конец рождению" и т.п. также относится к знанию пересмотра.

Фраза разбирается тут.

Будда завершает своё наставление тем, что нет более высокого плода отшельничества, чем этот.
Последние плоды отшельничества уникальны для его учения, показывают бессмысленность мнений других учителей, рассеивают дурные способы заработка на жизнь, украшены тройной нравственностью, объясняют высшее очищение.
Слово "освобождён" в самом конце его наставления свидетельствует об объяснении плода архатства.