Теории шести учителей

Опубликовано khantibalo от 20 марта, 2020 - 18:35

1. Пурана Кассапа - комм. сведён тут

Его учение состоит в том, что в истинном смысле нет добра и зла, даже если человек совершает его с мыслью "я творю зло". Исходя из его объяснения его взгляд следует понимать так, что даже при умышленном совершении дурного поступка зла не совершается, чего уж говорить о неумышленном. По его мнению никакого зла нет, потому что невозможно породить что-либо ранее не существовавшее.
Его оппоненты пытаются оспорить это так: "если в истинном смысле зла нет, как получается, что существа совершают дурное?". Отвечая на это возражение Пурана говорит, что есть лишь мысль "мы творим зло", на самом деле зла нет.
В основе его взглядов лежит то, что при нанесении вреда и травм живым существам личность (то, что является мной) никак не страдает, потому что она постоянна и неизменна. Тело лишено сознания, поэтому когда оно уничтожается, зла не совершается.

Его доктрина отсутствия последствий поступков полностью выражается следующим утверждением "нет поступка (камма) и плода поступка".
Из того, что он отвергает добро и зло, следует, что плод отшельничества (как и любого другого поступка) отсутствует.
По этой причине этот учитель не объясняет видимый плод отшельничества.

2. Маккхали Госала комм. сведён тут

Доктрина этого учителя состоит в том, что нет причин или оснований для загрязнения или очищения существ. То есть дурное поведение телом, речью и умом не является истинной причиной для загрязнения, а благое поведения тремя способами не является истинной причиной для очищения.
Он отрицает намеренные поступки (камма), которые существа совершают по собственной инициативе или будучи побуждаемыми другими и благодаря им достигают состояний божеств и прочего.
Он считает, что весь мир меняется без причин или условий, самопроизвольно, исключительно благодаря его внутренней природе, аналогично остроте шипов, круглой формы яблок и т.п.
Всем свои утверждением он показывает изменения и разнообразие всех существ благодаря судьбе, ситуации и природе. Что будет - то будет, чего не будет - того не будет.
Затем он даёт длинные списки классификаций явлений, людей и прочего.
После этого он говорит о великом мировом цикле и утверждает, что когда пропадёт 84000 таких циклов, мудрый и глупец положат конец страданию. Мудрый не сможет очиститься раньше, а глупец не будет скитаться дольше этого периода. По его мнению длительность скитания в сансаре фиксированна.

3. Аджита Кесакамбала - комм сведён тут

Нет плода дарения и щедрости, нет этого мира и дру6ого мира = полное уничтожение, нет плода благого и дурного поведения по отношению к родителям; нет возрождения - существа ниоткуда не приходят; после смерти первоэлементы тела соединяются с внешними элементами; способности восприятия уходят в пространство; дары обращаются в прах, не принося плода в будущем; мудрые не учат дарению, этому учат только глупые. Глупые дают, мудрые берут.

Обзор учений трёх учителей

Комментарий объясняет, что Пурана Кассапа отрицает поступки (камма), Аджита Кесакамбала отрицает последствия поступков, Маккхали Госала отрицает и то и другое.
Отрицая поступок (камма) человек отрицает его результат, отрицая результат отрицается поступок.
Когда люди принимают эти теории и зачитывают или исследуют их сидя в месте дневного или ночного пребывания, у них возникает ненадлежащее памятование, опорой которого является один из взглядов: "зло не совершается", "нет причины или условия", "умерший полностью уничтожается".
Такой человек не может достичь благих уделов в следующей жизни, не говоря уже об освобождении.
Ненадлежащим памятованием здесь является жажда, сопровождающая эти взгляды и именно она устанавливается. Благодаря обдумыванию теория приобретает в уме конкретные очертания. Свыкнувшись с этим взглядом в течение длительного времени, возникает согласие "это истинно". Благодаря многократной занятости этим взглядом ненадлежащее размышление направляет жажду к этому взгляду, ненадлежащее усилие укрепляет жажду. Так человек начинает считать, что у явлений есть характеристика, которой на самом деле нет.

4. Пакудха Каччаяна - комм. сведён тут

Этот учитель проповедует, что есть лишь несотворённые и неизменные 7 элементов (7 тел) и когда человек убивает, меч лишь проходит между элементами, а мнение "я убиваю", является лишь мнением. Поэтому нет ни убийства ни побуждения к убийству, потому что нет ни убийцы ни побуждающего к убийству. Причина в неразрушимости 7 элементов (7 тел).

5. Нигантха Натапутта - комм. сведён тут

Этот учитель отказывается использовать холодную воду, якобы видя в ней существ. Он якобы избегает всего зла и благодаря этому очищен.
Согласно комментарию часть его учения, в котором он избегает зла, согласуется с учением Будды, но в его утверждении есть то, что делает его учение ложным: "Есть душа, она может быть постоянной, может быть непостоянной и т.п.".

6. Санджая (Санчая) Белаттхапаутта - для его взглядов уже есть конспект в комментарии к ДН1