Устранение пяти препятствий

Опубликовано khantibalo от 20 марта, 2020 - 21:24

Комментарий сведён тут.

Обладая этой совокупностью нравственности он уходит в уединённое жилище.
Комментарий объясняет, что тем самым показываются необходимые условия для проживания в лесу: нравственность, охрана дверей чувств, памятование и осознание и удовлетворённость. Тот, кто не обладает ими, не годится для жизни в лесу и попадает в категорию лесных животных или бродяг. Божества будут создавать препятствия, если такой монах попытается жить в лесу.
Обладающий ими монах достигает успеха, начиная с того, что пересматривая свою нравственность он не видит ни одного недостатка и благодаря этому возникает восторг. Наблюдая за восторгом с точки зрения его разрушения и прекращения он достигает сферы благородных.

В сутте говорится, что монах уходит в безлюдное место или к подножию дерева. В комментарии даётся анализ мест проживания монаха и говорится, что в месте не должно быть шумов, оно не должно быть переполнено людьми. Практика в этом месте приводит к достижению однонаправленности ума.
В этом месте он садится с прямой спиной и устанавливает памятование перед собой.

Комм. khantibalo: первое препятствие здесь называется алчностью, обычно в текстах используется другое слово - "чувственное желание".

Комментарий к формуле первого препятствия объясняет, что под миром в "алчность по отношению к миру" здесь понимаются 5 совокупностей и смысл нужно понимать как отбрасывание страсти к 5 совокупностям, устранение чувственного желания. Он очищает ум от алчности, смысл в том, что он поступает таким образом, чтобы отпустить алчность, освободившись от неё сейчас и не схватывать её снова в будущем.

Комм. khantibalo: в формуле 2 препятствия  добавляется также слово "ненависть", обычно используется только "недоброжелательность".

За подробным разбором 5 препятствий комментарий посылает в Висуддхимаггу.

Каким образом препятствия питаются и как лишить их питания - СН 46.51 (конспект), более подробно они разбираются в комментарии к МН10.

На лекции достаточно привести материалы из этого конспекта.

Метафоры 5 препятствий

1. Чувственное желание - долг
Если человек взял в долг и растратил деньги, он не может защититься, когде кредиторы требуют вернуть одолженное. Они разговаривают с ним грубо, связывают и бьют его. Причиной такого отношения является его долг.
Аналогично этому, если практикующий испытвает чувственное желание к какому-то человеку то, он должен терпеть всё, что с ним может сделать тот человек - грубо разговаривать, бить и т.п. Причиной этого является чувственное желание.
В качестве примера приводится когда жену бьют родители мужа, причиной является её чувственное желание (из-за которого она поселилась в доме мужа).

Если человек взял в долг и отплатил его, к нему больше не присылают вестников с требованиями и он не обязан расшаркиваться перед кредиторами, когда видит их. Так и монах, устранивший чувственное желание 6 видами практики (см. комм. к МН10 по ссылке выше), не испытывает привязанности ни к одному предмету чувств, даже божественному. Вот как это похоже на свободу от долгов.

2. Недоброжелательность - болезнь
Если человек страдает от болезни желчи, то если ему дадут мёд или сахар, ему будет неприятно и он выплюнет их, считая горькими.
Аналогично этому, если имеющего недоброжелательность человека поучает наставник или учитель, он не примет поучение (как должно). Он скажет "вы слишком давите на меня" и уйдёт скитаться или расстрижётся.
Так что как больной не может ощущать вкуса сладости, так и человек с недоброжелательностью не сможет ощутить вкус системы Будды - блаженство поглощённости ума и прочего. Так недоброжелательность похожа на болезнь.

Когда человек излечивает своё заболевание, он может наслаждаться вкусом мёда или сахара. Так и монах, устранив недоброжелательность 6 видами практики, с уважением принимает правила для монахов (когда им обучают), упражняется в их соблюдении и наслаждается ими. Вот как это похоже на здоровье.

3. Лень и сонливость - тюрьма
Если человека посадили в тюрьму, он во время праздника не может наблюдать за ним. Даже если ему расскажут о празднике, он не сможет ничего ответить, потому что не присутствовал на нём.
Аналогично, если монах страдает от лени и сонливости во время проповеди Дхаммы, он не может понять её. Когда другие начинают хвалить проповедь, он не может ответить, потому что он был во власти лени и сонливости. Так они похожи на тюремное заключение.

Человек, отсидевший в тюрьме, не желая пропускать праздник больше не совершает беспечных поступков. Когда снова организуют праздник, он наслаждается им вовсю. Так и монах, думая о большом вреде лени и сонливости занимается 6 видами практики. Благодаря этому он наслаждается праздником Дхаммы в начале в конце и середине и достигает архатства с толкующими знаниями. Вот как это похоже на освобождение из тюрьмы.

4. Неугомонность и беспокойство - рабство
Если раб развлекается на празднике, ему могут сказать: есть срочное дело, иди делай, а то накажу. Ему приходится идти и он не может наблюдать за праздником по причине подчинённого положения.
Аналогично если не освоивший правила монах уходит в лес, он может совершить небольшое нарушение. Ему тогда придётся встать и пойти к знатоку дисциплины для исполнения требуемой процедуры и он не может наслаждаться блаженством уединения. Причиной здесь является неугомонность и беспокойство, так они похожи на тюремное заключение.

Раб с помощью друга выкупает себя у хозяина и становится свободным. Так и монах, думая о большом вреде неугомонности и беспокойства занимается 6 видами практики. Как свободный человек, который может пойти куда захочет, и никто не может ему помешать, так и монах практикует путь отрешения, и неугомонность и беспокойство не могут ему помешать. Так это похоже на освобождение из рабства.

5. Неуверенность - путешествие по пустынной дороге
Если человек путешествует по пустынной дороге, он боится шума веток или птиц, думая, что пришли разбойники. Он продвигается лишь незначительно, останавливается и идёт обратно. Из-за этого он лишь с большим трудом попадает в безопасное место или так и не приходит туда.
Аналогично этому, если у практикующего возникает неуверенность 8 видов, напр. "является ли учитель постигшим?", он не сможет разрешить свои сомнения и принять эти вещи на веру. В этом случае он не достигнет ни пути ни плода. Аналогично путнику причиной здесь является неуверенность.

Если человек путешествует вооружённый и со свитой, разбойники сами разбегаются от него. Он достигает безопасного места в целости и сохранности. Так и монах, думая о большом вреде неуверенности занимается 6 видами практики, пересекает пустыню дурного поведения и достигает безопасного места ниббаны. Так это похоже на безопасное место.

Когда 5 препятствий отброшены, возникает радость, у радостного возникает восторг, сотрясающий всё тело. Ум освобождается от колебаний, практикующий испытывает телесное и умственное счастье. Ум собирается в сосредоточении доступа и полной поглощённости.