Более возвышенные плоды отшельничества

Опубликовано khantibalo от 20 марта, 2020 - 18:43

Комментарий сведён тут.

Комментарий начинает с разбора слова "Татхагата" и объясняет, что слово "появляется в мире" нужно понимать как момент достижения бодхисаттой плода архатства. Объясняя "собственным (сверх)знанием" комментарий говорит, что знание Будды отличается тем, что получено им непосредственно, а не путём умозаключений.

Также комментарий даёт объяснение стандартного фрагмента "Дхамма прекрасна в начале, в середине и в конце". Он говорит, что когда Благословенный объясняет Дхамму, он в начале объясняет нравственность, в середине - путь и ниббану в конце. В Висуддхимагге даётся более подробное объяснение.

Подробно исследуется слово brahmacariya, которому даётся больше объяснений, чем в комментарии к Махамангала сутте. Заключается, что здесь это слово означает всю систему Будды, входящую в тройное обучение (обучение возвышенной нравственности, возвышенному уму и возвышенной мудрости).

Комментарий разбирает почему Будда первым делом упоминает домохозяина как того, кто слышит Дхамму и решает отринуть мирскую жизнь. Говорится, что когда от мира отрешается выходец из сословия брахманов, из-за знания гимнов его начинает распирать от гордости. Человек из низких сословий не может закрепиться в отшельничестве из-за низкого социального статуса семьи (мало подают?).
Домохозяева занимаются земледелием - у них нет гордости как у брахманов, они изучают наставление Будды и благодаря практике прозрения достигают архатства. Также именно из этого сословия больше всего отрешаются от мира.
Объясняя стеснённые условия, о которых размышляет домохозяин, комментарий говорит, что даже просторный особняк, в котором живут муж и жена, всё равно является стеснёнными условиями из-за препятствий (страсть и проч.) и затруднений (поля, земли и проч.). Это путь нечистоты в смысле возникновения грязи страсти и прочего. Отрешение от мира является местом, где нет препятствий.

Он становится тем, кто обладает благотворным телесным и речевым поведением, у обладающего им очищаются средства к существованию.