Вопрос о плодах отшельничества

Опубликовано khantibalo от

Комментарий сведён тут

Когда Аджатасатту спустился на землю, он вспомнил своё злодеяние и его охватил страх. Он не мог подойти прямо к Будде, но взял Дживаку за руку как будто осматривает монастырь и стал нахваливать "здорово ты всё построил". Так постепенно они подошли к двери.
Комментарий разбирает вопрос, почему Аджатасатту попросил Дживаку показать где Будда, хотя его было нетрудно заметить благодаря великолепию облика. Отметая альтернативные точки зрения говорится, что это особенность поведения правителя - зная спрашивать придворных. Дживака удивился, но показал ему.

Когда правитель осмотрел безмолвных неподвижных монахов, он был восхищён увиденным и разразился восклицанием, в котором он желал своему сыну наслаждаться таким же покоем как эти монахи, что согласно комментарию соответствует пожеланию ему спокойного поведения, а не становления монахом.
Однако, несмотря на это пожелание, его сын в конечном итоге убил его самого. Традиция убивать своих отцов продолжалась в этой династии в течение 5 поколений.

Будда прочитал его мысли и обратился к нему сам, показывая, что он понял его мысли о сыне.
Аджатасатту удивился, что Будда вообще решил с ним разговаривать, учитывая то, какую поддержку он оказал злодею Дэвадатте в его попытках убить Будду.
Он ответил, что очень любит своего сына.

Зная о желании задать вопрос, Будда говорит "спрашивай что хочешь". Такое приглашение может дать только постигший в совершенстве Будда, потому что только он обладает всеведением (данное приглашение разбирается в комментарии к СНп1.10).

Задавая вопрос о плоде отшельничества, правитель спрашивает о плоде в смысле плодов людей, живущих различными ремёслами. В истинном смысле отшельничество является путём, а его плодом является благородный плод. Приводится цитата из СН45:35, где отшельничеством называется Б8П, а плодами отшельничества - 4 благородных плода. Однако правитель не знает ничего о них.

Будда обратился к правителю с вопросом о том как на этот вопрос ответили другие учителя. Комментарий говорит, что Будда подумал о министрах, которые также пришли с правителем и являются последователями других учителей. Он решил, что если он начнёт разбирать положительные и отрицательные качества их учителей, министры будут жаловаться и не смогут тщательно внимать наставлению. Но если выступать будет правитель, они не будут жаловаться.

Правитель ответил, что ему будет нетрудно ответить на этот вопрос. Согласно комментарию это означает, что трудно рассказывать о что-то людям, притворяющимся мудрыми, потому что они находят недостатки в каждом слове и букве. Но подлинно мудрые хвалят правильно сказанное и поправляют неправильно сказанное. Будда является подлинно мудрым.