Распознавание безличности

Опубликовано khantibalo от 10 ноября, 2018 - 20:10

10. Girimānandasuttaṃ

Что такое распознавание безличности?
Здесь, Ананда, монах удаляется в лес, к подножию дерева или в безлюдное место и думает так: "Зрение безлично, образное безлично; слух безличен, звуки безличны; обоняние безлично, запахи безличны; чувство вкуса безлично, вкусы безличны; осязание безлично, осязаемые предметы безличны; рассудок безличен, познаваемые явления безличны".
Так он пребывает в отслеживании безличности шести внутренних и внешних сфер чувств.
Это, Ананда, называется распознаванием безличности.

Для занятия этой практикой Будда снова даёт правило только для места. Практикующий должен уйти в безлюдное место, при этом правило для позы не даётся. Распознавание безличности практикуется в отношении шести внутренних и внешних сфер чувств. Им посвящена отдельная страница на нашем сайте. Безличность является одной из трёх характеристик конструированного и также разбирается на отдельной странице.

Комментарий говорит, что внутренние сферы (способности чувственного восприятия) не являются мной/моим (безличны) потому что они не приходят ниоткуда и при разрушении не уходят никуда. У них нет создателя и они существуют в зависимости от условий. Шесть внутренних сфер чувств обусловлены умственно-материальным.

Внешние сферы не являются мной/моим, потому что в них нет ничего, что можно было назвать мной или моим, потому что они не подконтрольны и нет у них внутри никакой сущности, которая была бы мной/моей.

Характеристика безличности незаметна из-за того, что её скрывает представление о едином целом (компактность). Когда так называемое единое целое исследуется по первичным элементам и становится ясно, что первичные элементы, из которых оно состоит, различны, характеристика безличности становится очевидной. (khantibalo: здесь по-видимому речь о сфере образного)

Комментарий говорит, что люди предполагают непрерывное, неразрывное проявление пяти совокупностей, поэтому распознавание изменчивости развивается именно в отношении их. Однако поскольку есть устоявшееся мнение, что в шести внутренних и внешних сферах есть что-то, принадлежащее мне, это распознавание развивается в отношении шести сфер. Однако шесть сфер - это другой способ выражения пяти совокупностей и в текстах канона Будда также объясняет безличность пяти совокупностей, например в СН 22.59. Безличность шести сфер объясняется также в МН 148 (конспект).

Целительная сила - комментарий дост. Гунаратаны (конспект)

Распознавание безличности помогает нам излечиться от болезней, о чём говорится во многих суттах. В СН 22.89 мы знакомимся с историей одного из монахов, дост. Кхемаки, который был поражён недугом, серьёзно болел. Несколько старших монахов из сообщества последователей Будды пришли к Кхемаке и начали задавать ему вопросы, связанные с учением Будды о безличности. Пока почтенный Кхемака объяснял смысл безличности, он сам, а также слушавшие его объяснение монахи достигли архатства.

Объяснить, почему распознавание безличности обладает целительной силой, можно так. Говоря о смысле безличности, дост. Кхемака был совершенно спокоен и расслаблен. Слушавшие его старшие монахи также были совершенно спокойны и расслаблены. Отпускание тревоги и напряжения – великое лекарство как с психологической, так и с физической точки зрения. Мы все сталкивались с тем, как стресс и тревога усиливали боль, которую мы испытывали, когда болели. Например, когда мы ждём, что доктор объявит наш диагноз, наши болезненные симптомы зачастую усиливаются вследствие того, что мы воображаем и чего боимся. Когда мы узнаём, что наша болезнь излечима, мы расслабляемся, и наша боль зачастую уменьшается. Подобным образом, когда кто-то очень внимательно слушает учение о безличности, напряжение и давление, которые он испытывал, думая, будто существует нечто, являющееся мной или моим, которое нужно защищать, ослабевают. Когда мы расслабляем ум и отпускаем напряжение и давление, мы дарим огромное облегчение уму и телу. Это облегчение является очень мощным средством освобождения позитивной энергии, ускоряющей процесс исцеления.

Что касается дост. Гиримананды, мы можем предположить, что его болезнь была связана со скованностью и напряжением, вызванными верой в искажённые воззрения в отношении личности/личного. Как врач Будда правильно диагностировал болезнь и дал Гиримананде подходящее лекарство. Размышляя над распознаванием безличности, Гиримананда смог в достаточной мере расслабиться, чтобы ускорить исцеление и восстановить своё здоровье.