Распознавание как одна из пяти совокупностей

Опубликовано khantibalo от 8 ноября, 2018 - 20:45

Статья в словаре

Согласно определению распознавание осуществляет классификацию воспринимаемого объекта. Если взять для примера зрительный образ, то когда способность зрения улавливает образ, возникает зрительное сознание. Благодаря образу, способности зрения и сознанию происходит соприкосновение, которое обуславливает ощущение (одного из трёх видов) и распознавание. Процесс распознавания соотносит увиденное с тем, что мы видели раньше, и классифицирует его как такой-то предмет такого-то цвета. На базе этой классификации возникают умственные конструкции в виде мыслей "нравится - не нравится" и побуждений "хочу - не хочу".

Такой же процесс происходит в отношении информации из остальных способностей чувственного восприятия.

Общество тренирует наши механизмы распознавания, чтобы мы распознавали впечатления нужным ему образом: шедевры как шедевры, прекрасное как прекрасное, некрасивое и безвкусное как таковое. Наши оценки могут также меняться со временем. Но на самом деле распознаваемые атрибуты изначально воспринимаемым предметам не присущи и это выясняется при пристальном внимании.

Повседневная жизнь порождает в нас огромное количество концепций. Разрастание концепций (А.В. Парибок - пространность - papañca) сбивает с толку нашу способность к распознаванию. Эти концепции окрашивают наши оценки и ухудшают способность видеть ясно то, с чем мы имеем дело. В качестве примера можно привести то, как мы оцениваем внешность человека по характеристикам его отдельных черт. Наша оценка будет зависеть от прежде сохранённых в уме концепций. В реальности же отдельные черты и человек в целом ни красивы и ни уродливы.

Согласно учению Будды всем явлениям изначально присущи только эти три характеристики: изменчивость, неудовлетворённость (страдание) и безличность.

В вопросах Милинды описывается свойство распознавания (вопрос 10).

Комментарии

Можно ли сказать, что ощущения являются приятными и неприятными именно благодаря распознаванию, т.е. только после того, как распознавание их отработало?

выдержки из СН 12.62 + СН 36.10, МН 140

"In dependence on a contact to be experienced as pleasant a pleasant feeling arises. With the cessation of that contact to be experienced as pleasant, the corresponding feeling—the pleasant feeling that arose in dependence on that contact to be experienced as pleasant—ceases and subsides.

In dependence on a contact to be experienced as painful, a painful feeling arises. With the cessation of that contact to be experienced as painful, the corresponding feeling—the painful feeling that arose in dependence on that contact to be experienced as painful—ceases and subsides.

In dependence on a contact to be experienced as neither-painful-nor-pleasant, a neither-painful-nor-pleasant feeling arises. With the cessation of that contact to be experienced as neither-painful-nor-pleasant, the corresponding feeling—the neither-painful-nor-pleasant feeling that arose in dependence on that contact to be experienced as neither-painful-nor-pleasant—ceases and subsides.

[J]ust as heat is generated and fire is produced from the conjunction and friction of two fire-sticks, but when the sticks are separated and laid aside the resultant heat ceases and subsides; so too, these three feelings are born of contact, rooted in contact, with contact as their source and condition. In dependence on the appropriate contacts the corresponding feelings arise; with the cessation of the appropriate contacts the corresponding feelings cease."

АН 6.63

"And what is the source and origin of perceptions? Contact is their source and origin."

СН 22.56

"With the arising of contact there is the arising of perception. With the cessation of contact there is the cessation of perception."

МН 43

"Feeling, perception, and consciousness — these states are conjoined, not disjoined, and it is impossible to separate each of these states from the others in order to describe the difference between them. For what one feels, that one perceives; and what one perceives, that one cognizes."

CН 36.3

"[T]he underlying tendency to lust underlies pleasant feeling. The underlying tendency to aversion underlies painful feeling. The underlying tendency to ignorance underlies neither-painful-nor-pleasant feeling."

__________________________

ВЫВОД: контакт - причина как ощущения, так и распознавания, которые неразделимы, значит возникают одновременно, но причина тройственности ощущений заключается в присутствии "анусая", предрасположенностей, которые окрашивают опыт, зашитых в сознании, уме, а на самом деле, видимо, в ДНК, потому что критерии приятного и неприятного у всех особей вида хомо сапиенс в основном одинаковы от рождения, и только в очень незначительной степени поддаются корректировке культурой

Спасибо, я тут пытаюсь написать конспект некоторых частей книги дост. Гунаратаны Meditation on perception. Мне она доступна только в (убогом) переводе издательства "Ганга".
Исправил, часть текста перенёс в отдельный раздел.