Распознавание разочарования во всём мире

Опубликовано khantibalo от 8 ноября, 2018 - 20:45

10. Girimānandasuttaṃ

Что такое распознавание разочарования во всём мире?
Здесь, Ананда, отрешившись от любых озабоченностей и привязанностей, предрассудков, предубеждений и предрасположенностей (adhiṭṭhāna+abhinivesa+anusayā) по отношению к миру, монах избегает их, не привязываясь.
Это, Ананда, называется распознаванием разочарования во всём мире.

Комментарий 13 века здесь только пословный, подробного объяснения практики он не даёт. Формула этого распознавания в разных изданиях канона отличается. В бирманском издании здесь просто upādānā, в то время как в сингальском и тайском upāyupādānā=upāya+upādānā и также в бирманском издании viharati (пребывает, живёт), в то время как в тайском viramati (воздерживается).

Предметом практики здесь являются следующие вещи:

  • озабоченности (upāya) - комментарий 13 века говорит, что это жажда и (ненадлежащие, неистинные) взгляды. Ненадлежащие взгляды приводят к совершению дурных поступков (камма), ведущих к рождению в мирах страданий (АН 2.28). Кроме того, взгляды о якобы вечно существующем приводят к совершению благих поступков (камма), ведущих к рождению в благом уделе. Это распознавание разочарования по всём мире позволяет устранить оба эти вида каммы. (khantibalo: жажда приводит к страданиям по цепи обусловленного возникновения)
  • привязанности (upādānā) - это 4 вида привязанности из обусловленного возникновения, они описаны в разделе "Жажда обуславливает привязанность". В конечном итоге они сводятся к жажде и взглядам. Разочарование во всём мире возникает путём отбрасывания этих 4 видов привязанности.
  • предрассудки (adhiṭṭhāna) и предубеждения (abhinivesa) - по словам комментария 13 века это убежища ума, а именно взгляд о вечности и взгляд о полном уничтожении. Либо эта пара относится только к предрассудкам, а предубеждениями следует считать взгляды о личности.
  • предрасположенности (anusayā) - понятие разбирается в отдельной статье: "предрасположенности".

практика состоит в том, чтобы воздерживаться от них:

  • отказавшись (pajahanto) - комментарий 13 века говорит, что этот отказ совершается путём замены на противоположные качества и др. Судя по комментарию к МН 2 остальные способы - путём подавления, путём искоренения, путём успокоения, путём избегания.
  • не привязываясь - не схватывая умом.

Комментарий 13 века говорит, что такой монах не радуется и не держится ни за что в трёх мирах. Он ищет только ниббану и к ней устремляется.

Дост. Гунаратана не объясняет целительный эффект этой практики.