Пролог

Опубликовано khantibalo от

10. Girimānandasuttaṃ

Так я слышал: однажды Благословенный находился недалеко от Саваттхи, в роще Джеты, в монастыре Анатхапиндики.
И в то время почтенный Гиримананда был поражён недугом, страдал и болезнь его была серьёзна.
Тогда почтенный Ананда пошел к Благословенному, придя к нему, он поклонился и сел в одной стороне.
Сидя в одной стороне, он обратился к Благословенному с такими словами:
"О досточтимый, почтенный Гиримананда поражён недугом, страдает, тяжело болеет.
Было бы хорошо, если бы досточтимый Благословенный навестил почтенного Гиримананду из сострадания к нему".
"Ананда, если ты сам пойдёшь к монаху Гиримананде и расскажешь ему о десяти распознаваниях, то, возможно, когда монах Гиримананда выслушает о десяти распознаваниях - его недуг отступит.
Каковы эти десять?
Распознавание непостоянства, распознавание не являющегося мной, распознавание непривлекательности, распознавание недостатков, распознавание отбрасывания, распознавание затухания, распознавание прекращения, распознавание разочарования во всём мире, распознавание нежеланности всего конструированного, памятование о вдохе и выдохе.

Комментарий не даёт никакого объяснения чем конкретно болел дост. Гиримананда и почему дост. Ананда решил попросить за него. В этом прологе мы встречаем перечень 10 распознаваний, который Будда далее будет объяснять.

Распознавание является ключевым термином в этом наставлении. На нашем сайте оно разбирается в разделе 5 совокупностей. Важным понятием также является искажение распознавания, которое разбирается на отдельной странице.

Это наставление является не единственным, данным для больного человека. Другими известными наставлениями такого рода являются СН 46.14, МН 143, СН 55.26 и другие.

Комментарий дост. Гунаратаны (конспект)

Дост. Гунаратана предполагает, что дост. Гиримананда болел из-за влияния искажённых распознаваний. Дело в том, что 10 распознаваний, которые Будда преподал для него, являются неискажёнными. Возможно, Будда хотел, чтобы дост. Гиримананда увидел неискажённую истину, благодаря чему в уме возникает радость (khantibalo: иногда она может быть причиной исцеления).
Будду часто сравнивают с врачом или хирургом и лекарство, которое он прописывает, состоит во  взгляде на реальность, как она есть, чего люди обычно избегают.

Нам хотелось бы, чтобы окружающие нас вещи были неизменными, приятными и являлись бы нами/нашими. Однако когда мы страдаем, мы готовы к неприятным процедурам. Хоть и с неохотой, мы позволяем проткнуть нашу вену и взять кровь на анализ, после чего принимать любые лекарства, предписанные врачом. Будда также говорит, что для достижения спокойствия ума мы должны размышлять над несколькими болезненными истинами, а именно изменчивость всего конструированного, безличность 6 сфер, непривлекательность тела и прочее.