Распознавание непривлекательности (нечистоты)

Опубликовано khantibalo от 10 ноября, 2018 - 20:25

10. Girimānandasuttaṃ

Что такое распознавание непривлекательности?
Здесь, Ананда, монах пересматривает само это покрытое кожей и заключающее в себе множество нечистот тело, снизу вверх, начиная со стоп, и сверху вниз, начиная с волос головы: "В этом теле есть волосы головы, волосы тела, ногти, зубы, кожа, плоть, сухожилия, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, диафрагма, селезёнка, лёгкие, кишечник, брыжейка, содержимое желудка, фекалии, желчь, слизь, гной, кровь, пот, жир, слезы, смазка, слюна, носовая слизь, синовиальная жидкость, моча".
Так он пребывает в отслеживании непривлекательности своего тела.
Это, Ананда, называется распознаванием непривлекательности.

Здесь не даётся ни правило для места занятий этой практикой, ни правило для позы. Данная медитация подробно объясняется в 8 главе Висуддхимагги. На нашем сайте составлен её конспект. В целом метод Висуддхимагги состоит в развитии семифакторного навыка в изучении и десятифакторного навыка направления внимания на отвратительность. Целью этой практики согласно Висуддхимагге является вхождение в джхану, по этой причине практика относится к медитации успокоения.

Целительная сила - комментарий дост. Гунаратаны (конспект)

Внимательная медитация на частях тела также помогает нам понять более глубокую истину. Поскольку все части тела, которые мы внимательно исследуем, оказались непостоянными и даже подверженными распаду, мы можем осознать и принять тот факт, что какими бы привлекательными, прекрасными, молодыми, здоровыми и сильными мы ни казались себе сейчас, в конечном итоге мы состаримся и потеряем свою привлекательность, красоту, молодость, здоровье и силу. Поскольку мы также учимся воспринимать эти изменения с безмятежным наблюдением, признавая, что тело и его части не являются мной/моими, мы перестаём испытывать страх, видя, как наше тело проходит через эти неизбежные изменения. Когда мы отказываемся от отождествления с телом, наше страдание уменьшается, а ум успокаивается.

Знание истинной природы частей тела также помогает нам заботиться о теле без тревоги, когда что-то идёт не так. Отношение к частям тела в соответствии с действительностью: как к изменчивым, слабеющим, заболевающим и вновь выздоравливающим – помогает нам использовать внимание, сосредоточение и визуализацию для развития мощной силы воли, чтобы, когда мы заболеем, мы могли бы использовать свой ум, побуждая тело вырабатывать полезные вещества, влияющие на весь организм. Иногда получается ускорить процесс исцеления, сосредоточив ум на поражённой части тела и использовав мощную визуализацию. Однако при надлежащем понимании тела и его частей мы не испытываем чрезмерно сильных эмоций и не расстраиваемся, если исцеления не происходит, сохраняя спокойствие, даже когда возникают мысли о смерти.