Распознавание отбрасывания

Опубликовано khantibalo от 10 ноября, 2018 - 20:34

10. Girimānandasuttaṃ

Что такое распознавание отбрасывания?
Здесь, Ананда, монах не терпит возникшей мысли желания чувственных удовольствий. Он отбрасывает её, уничтожает её, рассеивает её и искореняет её.
[Монах] не терпит возникшей недоброжелательной мысли. Он отбрасывает её, уничтожает её, рассеивает её, и искореняет её.
[Монах] не терпит возникшей жестокой мысли. Он отбрасывает неё, уничтожает её, рассеивает её, и искореняет её.
[Монах] не терпит возникших дурных и неблаготворных способов умственного поведения. Он отбрасывает их, уничтожает их, рассеивает их, и искореняет их.
Это, Ананда, называется распознаванием отбрасывания.

Здесь не даётся ни правила для места ни правила для позы.

Эта практика фигурирует под названием "усилие прекращения" среди четырёх надлежащих усилий в АН 4.14. Надлежащее усилие является фактором благородного восьмеричного пути.

Также эта практика приводится в других суттах, в т.ч. в МН 2 и разбирается в комментарии к ней (конспект).

Целительная сила - комментарий дост. Гунаратаны (конспект)

Один из методов преодоления негативных мыслей, рекомендованных Буддой, состоит в том, чтобы перенаправить ум на полезные мысли. Например, мы заменяем мысли, сопряжённые с привязанностью к чувственным наслаждениям, мыслями об отречении. В данном контексте отречение – то же, что и отбрасывание. Это сознательное решение отбросить распознавание страстного желания, похоти, алчности, присвоения и вожделения. Это сознательное решение ограничивать органы чувств, чтобы избежать вызывающих волнение импульсов и перенаправить внимание на цель успокоения, расслабления и умиротворения ума.

Аналогичным образом мы работаем над отбрасыванием мыслей о ненависти, замещая их мыслями, связанными с дружелюбием. Мы вспоминаем, как ненависть заставляет нас волноваться, а дружелюбие ко всему и вся успокаивает ум и делает нас счастливыми. Дружелюбие также является естественным импульсом. Когда мы отказываемся от мыслей, связанные с ненавистью, на их месте естественным образом возникает дружелюбие. Когда мы перестаём что-либо отталкивать, мы дружелюбно принимаем всё существующее, даже наше собственное тело и болезнь.

Третья полезная мысль – это непричинение вреда. Когда у нас возникают мысли о причинении вреда людям или животным, мы размышляем о тех случаях, когда к нам плохо относились, и вспоминаем, какое сильное страдание способны вызвать вредоносные действия. В результате мы замещаем мысли о причинении вреда другим мыслями, связанными со сдержанностью, состраданием и заботой о других. Отказ от вредоносных мыслей помогает нам почувствовать себя спокойными и счастливыми, что в свою очередь способствует преодолению нашего собственного страдания.