Распознавание затухания, распознавание прекращения

Опубликовано khantibalo от

10. Girimānandasuttaṃ

Что такое распознавание затухания?
Здесь, Ананда, монах удаляется в лес, к подножию дерева или в безлюдное место и думает так: "Это умиротворённое, это возвышенное, а именно: успокоение всех волевых конструкций, оставление всех опор бытия, пресечение жажды, затухание, ниббана".
Это, Ананда, называется распознаванием затухания.
Что такое распознавание прекращения?
Здесь, Ананда, монах удаляется в лес, к подножию дерева или в безлюдное место и думает так: "Это умиротворённое, это возвышенное, а именно: успокоение всех волевых конструкций, оставление всех опор бытия, пресечение жажды, прекращение, ниббана".
Это, Ананда, называется распознаванием прекращения.

Для занятия этими видами практики Будда даёт правило для места. Необходимо уйти в безлюдное место - оно разбирается в разделе распознавания изменчивости.

В этих двух распознаваниях отслеживаются качества ниббаны - затухание и прекращение (и видимо, остальные). Они описаны у нас на отдельной странице. Подробное руководство по практике этих двух распознаваний в комментарии 13 века и Висуддхимагге не даётся. Возможно она осуществляется путём вхождения в состояние плода тем, кто уже достиг уровня благородной личности, и отслеживание этих качеств. Хотя размышление о качествах конечной цели практики может быть полезным даже для не достигших путей и плодов, по аналогии с качествами Трёх драгоценностей.

Воспоминание о ниббане и её качествах объясняется в 8 главе Висуддхимагги под именем "воспоминание о покое".

Целительная сила - комментарий дост. Гунаратаны (конспект)

(распознавание затухания)

Будда прописал эту часть сутты Гиримананде, чтобы направить его ум к неконструированному, ниббане. Ниббана называется «неконструированной», поскольку в этом совершенном состоянии ум спокоен и находится за пределами конструированного и воздействия изменений. В ниббане навсегда прекращаются все страдания, включая неприятные ощущения болезни, подобные тем, что испытывал Гиримананда. По этой причине Будда призывал Гиримананду, а вместе с ним и нас развивать такое сильное распознавание затухания, при котором ум ничто не присваивает.

(распознавание прекращения)

Теперь, когда у нас есть ясная цель, мы раз за разом входим в медитативные состояния-джханы, используя присущие им чистые, ясные и усовершенствованные качества ума для полного прекращения концептуального мышления и распознавания конструированных явлений. Ни с чем не сравнимое умиротворение этого спокойного состояния уводит нас за пределы страстного желания обычного удовольствия, обычного хорошего здоровья и даже обычного перерождения. Как сказано в «Гиримананда-сутте», все процессы конструирования, включая представления об удовольствии и боли, болезни и здоровье и даже жизни и смерти, останавливаются, и мы отбрасываем все страстные желания, в том числе желание «обладать чем бы то ни было», включая самое высокое рождение. Теперь мы обращаем свой ум к бессмертным радостям «прекращения, ниббаны». В этой части сутты Будда напоминает Гиримананде, что обещание прекращения подталкивает нас прилагать больше усилий к медитации для достижения этих спокойных и превосходных наслаждений.