Шесть шестёрок не являются мной (безличны)

Опубликовано khantibalo от 2 октября, 2020 - 21:51

6. Chachakkasuttaṃ

Если кто-то говорит: "Зрение является мной", это не состоятельно.
Можно распознать возникновение и исчезновение зрения.
Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение зрения, то у него получается, что: "Являющееся мной возникает и исчезает".
Поэтому, если кто-то говорит: "Зрение является мной", это не состоятельно.
Таким образом, зрение не является мной.
Если кто-то говорит: "Образное является мной", это не состоятельно.
Можно распознать возникновение и исчезновение образного.
Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение образного, то у него получается, что: "Являющееся мной возникает и исчезает".
Поэтому, если кто-то говорит: "Образное является мной", это не состоятельно.
Таким образом, зрение не является мной, образное не является мной.
Если кто-то говорит: "Сознание зрения является мной", это не состоятельно.
Можно распознать возникновение и исчезновение сознания зрения.
Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение сознания зрения, то у него получается, что: "Являющееся мной возникает и исчезает".
Поэтому, если кто-то говорит: "Сознание зрения является мной", это не состоятельно.
Таким образом, зрение не является мной, образное не является мной, сознание зрения не является мной.
Если кто-то говорит: "Соприкосновение зрения является мной", это не состоятельно.
Можно распознать возникновение и исчезновение соприкосновения зрения.
Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение соприкосновения зрения, то у него получается, что: "Являющееся мной возникает и исчезает".
Поэтому, если кто-то говорит: "Соприкосновение зрения является мной", это не состоятельно.
Таким образом, зрение не является мной, образное не является мной, сознание зрения не является мной, соприкосновение зрения не является мной.
Если кто-то говорит: "Ощущение является мной", это не состоятельно.
Можно распознать возникновение и исчезновение ощущения.
Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение ощущения, то у него получается, что: "Являющееся мной возникает и исчезает".
Поэтому, если кто-то говорит: "Ощущение является мной", это не состоятельно.
Таким образом, зрение не является мной, образное не является мной, сознание зрения не является мной, соприкосновение зрения не является мной, ощущение не является мной.
Если кто-то говорит: "Жажда является мной", это не состоятельно.
Можно распознать возникновение и исчезновение жажды.
Поскольку можно распознать возникновение и исчезновение жажды, то у него получается, что: "Являющееся мной возникает и исчезает".
Поэтому, если кто-то говорит: "Жажда является мной", это не состоятельно.
Таким образом, зрение не является мной, образное не является мной, сознание зрения не является мной, соприкосновение зрения не является мной, ощущение не является мной, жажда не является мной.

Аналогичный анализ даётся для остальных пяти шестёрок.

(khantibalo: представленные здесь взгляды "зрение является мной" и т.п. являются следствием убеждения в самоотождествлении, которое будет разбираться дальше)

Здесь то, что все шесть шестёрок не являются мной, показывается по причине их изменчивости. Поскольку можно распознать их возникновение и исчезновение (khantibalo: и также множество изменений, пока, они существуют) тот, кто считая их собой, отождествляется с ними, допускает ошибку. В СН 22.59 Будда объясняет почему не являются мной 5 совокупностей (которые на самом деле являются другим разрезом одних и тех же явлений, что здесь объяснены через 6 сфер), указывая, что изменчивое является источником страданий, а раз это так, оно не может быть в истинном смысле мной и моим.

Безличность является одной из трёх характеристик и рассматривается в отдельной статье безличность.