Пролог

Опубликовано khantibalo от 18 марта, 2021 - 13:15

2. Sabbāsavasuttaṃ

Так я слышал: однажды Благословенный пребывал в Саваттхи, в роще Джеты, в монастыре Анатхапиндики.
Там Благословенный обратился к монахам: "Монахи!".
"Почтеннейший!", – ответили ему монахи.
Благословенный сказал: "Монахи, я объясню вам способ обуздания всех влечений.
Слушайте и тщательно внимайте, я буду говорить".
"Да будет так, почтенный", – ответили ему монахи.

Комментарий начинает с происхождения города Саваттхи, рощи Джеты и монастыря Анатхапиндики. Богач Анантхапиндика выкупил эту рощу и построил там монастырь для Будды и монахов. Затем приводится основание, по которому Будда прочёл это наставление

2. Sabbāsavasuttavaṇṇanā

С целью объяснения практики для прекращения влечений начинающуюся с очищения от умственных загрязнений.
Здесь "способ обуздания всех влечений" означает способ обуздания всех влечений, способ сделать их обузданными, которым они, став обузданными и устранёнными, приходят к исчерпанию, ослабляются, не функционируют, что подразумевается терминами "невозникновение" и "прекращение". Об этом способе речь.

Разбор ключевого понятия этого наставления (āsava) приведён на странице влечения.

Слово "обуздание" объясняется так:

2. Sabbāsavasuttavaṇṇanā

Что касается слова "обуздание" - оно означает избавиться от влечений, то есть преодолеть, защититься и не позволять им возникать.

Комментарий приводит следующие виды обуздания:

  1. путём нравственности: это обуздание Патимоккхой и также избегание неподходящей среды, неподходящих друзей и др.
  2. путём памятования: это сдерживание способностей чувственного восприятия путём основательного рефлексирования
  3. путём знания: обуздание потоков жажды с помощью мудрости
  4. путём терпения: терпеливость к неблагоприятным погодным условиям
  5. путём усердия: отсутствие терпения к мыслям чувственных желаний, недоброжелательности и жестокости

2. Sabbāsavasuttaṃ

Благословенный сказал:
– Монахи, я утверждаю, что влечения прекращаются у знающего и видящего, а не у не знающего и не видящего.
Что знающего и что видящего?
Основательное внимание и неосновательное внимание.

Комментарий объясняет, что знающий - это тот, кто способен зародить основательное внимание, а видящий - это тот, кто видит таким способом, что неосновательное внимание не возникает. Речь не о знаниях изготовления монашеских одежд и прочих. Два вида внимания объяснены на основе этого комментария на отдельных страницах: основательное внимание, неосновательное внимание. Согласно комментарию общий принцип направления внимания следующий:

Dassanāpahātabbaāsavavaṇṇanā
Нет строгого правила заслуживают или не заслуживают внимания те или иные вещи на основе их неотъемлемых качеств, однако есть принцип, по которому это следует делать.
Тем способом, который при направлении внимания является производящей причиной, порождающей неблаготворное, направлять внимание не следует.
Тем способом, который при направлении внимания является производящей причиной благотворного, следует направлять внимание.

Прекращение влечений происходит когда он знает как возникает основательное внимание и видит как не возникает неосновательное внимание.

Комментарий показывает ключевое значение этого знания и видения для прекращения влечений. Неосновательное внимание возрастая питает два фактора - неведение и жажду якобы вечно существующего. Эти два фактора по цепочке обусловленного возникновения порождают всю массу страданий. Согласно СН 45.62 у того, кто обладает основательным вниманием, можно ожидать развития Б8П, который возглавляется надлежащим взглядом. Но этот взгляд соответствует знанию, благодаря которому устраняется неведение, а вместе с ним, по цепочке обусловленного прекращения, и страдания.

2. Sabbāsavasuttaṃ

Монахи, у того, кто не основательно обращает внимание, возникают еще не возникшие влечения, и возрастают уже возникшие. А у того, кто основательно обращает внимание, еще не возникшие влечения так и не возникают, а уже возникшие устраняются.

Объяснения комментария следующие:

  • невозникшие влечения возникают: когда возникает радость при получении новой вещи или помощь, или когда возникает радость от предмета, которым раньше не наслаждался или влечения по какой-то причине не возникали при встрече с ним
  • возникшие влечения возрастают: когда влечения возникают с теми же предметами, с которыми они раньше возникали
  • невозникшие влечения не возникают: если человек не достиг благородных путей, у него сохраняется возможность возникновения влечений. Если он практикует основательное внимание, они не возникают. Приводится в пример дост. Махакассапа и его жена, которые от природы были очень чистыми и не имели пороков, однако дост. Махакассапа понимал, что влечения не искорненены и занимался практикой по их искоренению.
  • возникшие влечения устраняются: возникновение влечений возможно даже у того, кто памятует, если он утратил памятование. Применяя основательное внимание он, занимаясь практикой, устраняет эти влечения. Приводится в пример монах Махатиссабута.

Далее Будда перечисляет способы устранения влечений:

2. Sabbāsavasuttaṃ

Монахи, есть влечения, которые следует устранять с помощью видения. Есть влечения, которые следует устранять с помощью обуздания. Есть влечения, которые следует устранять с помощью использования. Есть влечения, которые следует устранять с помощью выдержки. Есть влечения, которые следует устранять с помощью избегания. Есть влечения, которые следует устранять с помощью изгнания. Есть влечения, которые следует устранять с помощью развития.