Пролог

Опубликовано khantibalo от 18 марта, 2021 - 13:15

2. Sabbāsavasuttaṃ

Так я слышал: однажды Благословенный пребывал в Саваттхи, в роще Джеты, в монастыре Анатхапиндики.
Там Благословенный обратился к монахам: "Монахи!".
"Почтеннейший!", – ответили ему монахи.
Благословенный сказал: "Монахи, я объясню вам способ обуздания всех влечений.
Слушайте и тщательно внимайте, я буду говорить".
"Да будет так, почтенный", – ответили ему монахи.

Комментарий начинает с происхождения города Саваттхи, рощи Джеты и монастыря Анатхапиндики. Богач Анантхапиндика выкупил эту рощу и построил там монастырь для Будды и монахов. Затем приводится основание, по которому Будда прочёл это наставление

2. Sabbāsavasuttavaṇṇanā

С целью объяснения практики для прекращения влечений начинающуюся с очищения от умственных загрязнений.
Здесь "способ обуздания всех влечений" означает способ обуздания всех влечений, способ сделать их обузданными, которым они, став обузданными и устранёнными, приходят к исчерпанию, ослабляются, не функционируют, что подразумевается терминами "невозникновение" и "прекращение". Об этом способе речь.

Разбор ключевого понятия этого наставления (āsava) приведён на странице влечения.

Слово "обуздание" объясняется так:

2. Sabbāsavasuttavaṇṇanā

Что касается слова "обуздание" - оно означает избавиться от влечений, то есть преодолеть, защититься и не позволять им возникать.

Приводятся следующие виды обуздания:

  1. путём нравственности: это обуздание Патимоккхой и также избегание неподходящей среды, неподходящих друзей и др.
  2. путём памятования: это сдерживание способностей чувственного восприятия путём основательного рефлексирования
  3. путём знания: обуздание потоков жажды с помощью мудрости
  4. путём терпения: терпеливость к неблагоприятным погодным условиям
  5. путём усердия: отсутствие терпения к мыслям чувственных желаний, недоброжелательности и жестокости

2. Sabbāsavasuttaṃ

Благословенный сказал:
– Монахи, я утверждаю, что влечения прекращаются у знающего и видящего, а не у не знающего и не видящего.
Что знающего и что видящего?
Основательное внимание и неосновательное внимание.

Комментарий объясняет, что знающий - это тот, кто способен зародить основательное внимание, а видящий - это тот, кто видит таким способом, что неосновательное внимание не возникает. Речь не о знаниях изготовления монашеских одежд и прочих. Два вида внимания объяснены на основе этого комментария на отдельных страницах: основательное внимание, неосновательное внимание. Прекращение влечений происходит когда он знает как возникает основательное внимание и видит как не возникает неосновательное внимание.

Комментарий показывает ключевое значение этого знания и видения для прекращения влечений. Неосновательное внимание возрастая питает два фактора - неведение и жажду якобы вечно существующего. Эти два фактора по цепочке обусловленного возникновения порождают всю массу страданий. Согласно СН 45.62 у того, кто обладает основательным вниманием, можно ожидать развития Б8П, который возглавляется надлежащим взглядом. Но этот взгляд соответствует знанию, благодаря которому устраняется неведение, а вместе с ним, по цепочке обусловленного прекращения, и страдания.

2. Sabbāsavasuttaṃ

Монахи, у того, кто не основательно обращает внимание, возникают еще не возникшие влечения, и возрастают уже возникшие. А у того, кто основательно обращает внимание, еще не возникшие влечения так и не возникают, а уже возникшие устраняются.

Объяснения комментария следующие:

  • невозникшие влечения возникают: когда возникает радость при получении новой вещи или помощь, или когда возникает радость от предмета, которым раньше не наслаждался или влечения по какой-то причине не возникали при встрече с ним
  • возникшие влечения возрастают: когда влечения возникают с теми же предметами, с которыми они раньше возникали
  • невозникшие влечения не возникают: если человек не достиг благородных путей, у него сохраняется возможность возникновения влечений. Если он практикует основательное внимание, они не возникают. Приводится в пример дост. Махакассапа и его жена, которые от природы были очень чистыми и не имели пороков, однако дост. Махакассапа понимал, что влечения не искорненены и занимался практикой по их искоренению.
  • возникшие влечения устраняются: возникновение влечений возможно даже у того, кто памятует, если он утратил памятование. Применяя основательное внимание он, занимаясь практикой, устраняет эти влечения. Приводится в пример монах Махатиссабута.

Далее Будда перечисляет способы устранения влечений:

2. Sabbāsavasuttaṃ

Монахи, есть влечения, которые следует устранять с помощью видения. Есть влечения, которые следует устранять с помощью обуздания. Есть влечения, которые следует устранять с помощью использования. Есть влечения, которые следует устранять с помощью выдержки. Есть влечения, которые следует устранять с помощью избегания. Есть влечения, которые следует устранять с помощью изгнания. Есть влечения, которые следует устранять с помощью развития.