Влечения, устраняемые с помощью видения

Опубликовано khantibalo от 18 марта, 2021 - 19:19

Dassanā pahātabbāsavā

И какие же влечения, монахи, следует устранять с помощью видения?
Здесь, монахи, необразованный простолюдин, который не встречается с благородными, не разбирается в учении благородных, не обучен учению благородных; не встречается с праведными людьми, не разбирается в учении праведных, не обучен учению праведных людей, – не различает, на какие явления следует обращать внимание и на какие явления не следует обращать внимания.

Комментарий говорит, что нет правила для предметов направления внимания, но есть правило для способа которым нужно это делать. Направлять внимание нужно тем способом, который является производящей причиной благотворного (khantibalo: видимо отсутствие алчности, отвращения и неведения). Если способ направления внимания порождает неблаготворное (khantibalo: видимо алчность, отвращение и неведение), его стоит избегать.

Dassanā pahātabbāsavā

И не различая того, на какие явления следует обращать внимание, а на какие не следует, он обращает внимание на те явления, которые не заслуживают внимания, и не обращает внимания на те явления, которые заслуживают внимания.
И на какие же явления, не заслуживающие внимания, он обращает внимание?
На те явления, при обращении внимания на которые возникает до тех пор не возникшее влечение к чувственным удовольствиям, или возрастает уже возникшее влечение к чувственным удовольствиям, или возникает до тех пор не возникшее влечение к быванию, или возрастает уже возникшее влечение к быванию, или возникает до тех пор не возникшее влечение к неведению, или возрастает уже возникшее влечение к неведению. Вот на какие явления, не заслуживающие внимания, он обращает внимание.
И на какие же явления, заслуживающие внимания, он не обращает внимания?
На те явления, при обращении внимания на которые не возникает до тех пор не возникшее влечение к чувственным удовольствиям, или устраняется уже возникшее влечение к чувственным удовольствиям, или не возникает до тех пор не возникшее влечение к быванию, или устраняется уже возникшее влечение к становлению, или не возникает до тех пор не возникшее влечение к неведению, или устраняется уже возникшее влечение к неведению. Вот на какие явления, заслуживающие внимания, он не обращает внимания.

В объяснении возникающих влечений комментарий говорит, что "или" нужно везде понимать как "и", т.е. возникают новые влечения И возрастают существующие.

Три вида влечений в комментарии объясняются следующим образом:

Dassanāpahātabbaāsavavaṇṇanā

Здесь "влечение к чувственным удовольствиям" - это страсть к пяти струнам чувственных удовольствий.
"Влечение к быванию" - это желание и страсть к быванию в мире тонкой материи и нематериальном мире. Сюда также входят желания, сопровождающие состояния умственной поглощённости, а также взгляды о вечном существе или полном уничтожении.
Так влечение к взглядам включается во влечение к быванию.
"Влечение к неведению" - незнание четырёх реальностей для благородных.

И вот как они возникают и усиливаются:

Dassanāpahātabbaāsavavaṇṇanā

Здесь у уделяющего внимание усладе пяти струн чувственных удовольствий невозникшее влечение к чувственным удовольствиям возникает, а возникшее усиливается.
У уделяющего внимание усладе возвышенных состояний невозникшее влечение к быванию возникает, возникшее усиливается.
У уделяющего внимание предметам в трёх сферах на основе четырёх искажений восприятия, невозникшее влечение к неведению возникает, возникшее усиливается

Далее комментарий задаётся вопросом: почему здесь приведены только эти три вида влечений (хотя Будда в суттах приводит и более подробные классификации)?. Ответ на это состоит в том, что они являются противниками освобождения. Свободному от желаний освобождению противостоит влечение к чувственным удовольствиям, не имеющему представления освобождению противостоит влечение к быванию, пустотному освобождению противостоит влечение к неведению. Так они лишают трёх освобождений и при отсутствии влечений эти освобождения приходят.

Dassanā pahātabbāsavā

Вот как он неосновательно обращает внимание: "Существовал ли я в прошлом,
или не существовал?
Кем же я был в прошлом?
Каким же образом я существовал в прошлом?
Кем быв, кем я стал в прошлом?
Буду ли я существовать в будущем,
или не буду?
Кем же я буду в будущем?
Каким же образом я буду существовать в будущем?
Кем быв, кем я стану в будущем?
Или тогда в нем возникает сомнение относительно текущей жизни: "Я есть?
Меня нет?
Кто же я есть?
Каким же образом я есть?
Откуда же пришло это существо?
Куда же оно отправится?"

Здесь перечислены 16 видов неуверенности, возникающих у того, кто неосновательно направляет внимание. Они возникают под влиянием четвёртого вида влечений - влечений к взглядам. Этот вид влечений возглавляется неуверенностью. Всего насчитывается 16 видов суждений, являющихся предметом неуверенности и они подразделяются в зависимости от времени.

Суждения о прошлом и будущем.

  1. Существовал ли я в прошлом: человек предполагает вечное существование, но сомневается, что он существовал в прошлом
  2. Не существовал ли я в прошлом: человек предполагает беспричинное существование, но сомневается, что он не существовал в прошлом
  3. Кем же я был в прошлом: действительно ли я рождался в том-то сословии, на таком-то  уровне бытия
  4. Каким же образом я существовал: это сомнение о причине своего существования в прошлом - было ли это благодаря какому-то творцу и т.п. И также это сомнение о том, каким я был в прошлом: высоким, низким, светлым, тёмным и т.п.
  5. Кем быв кем я стал: это сомнение о своей родословной - в каком сословии был, в каком стал, на каком уровне существования был, на каком стал и т.п.
  6. Буду ли существовать в будущем: человек предполагает вечную жизнь, но сомневается, что в следующей жизни он будет существовать
  7. Не буду ли существовать в будущем: человек предполагает полное уничтожение, но сомневается, что после смерти он не будет существовать
  8. Кем буду в будущем - аналогично суждению 3
  9. Каким образом буду существовать в будущем - аналогично суждению 4
  10. Кем быв кем стану в будущем - аналогично суждению 5

Суждения о настоящем

  1. я есть: человек предполагает, что он есть, но сомневается в этом. Для иллюстрации этого в комментарии приводится поверье: "Якобы у низкой матери ребёнок лысый, у высокой матери ребёнок не лысый". Ребёнка высокой матери (подкомм: во сне) постригли и когда он проснулся, начал думать "не ребёнок ли я низкой матери?".
  2. меня нет: человек предполагает, что его нет, но сомневается в этом. Комментарий приводит несколько историй, как человек приобретает взгляд "меня нет", например такой: некто в процессе ловли рыбы долгое время находясь без движения в воде ударил своё бедро, посчитав его рыбой.
  3. кто же я есть: человек предполагает себя кшатрием, но не уверен в принадлежности к этому сословию (khantibalo: не является ли кто-то из родителей выходцами из низших сословий и т.п.). Показывается как такие сомнения возникают у членов других сословий. Однако, божества всегда знают о своём состоянии божества, но у них могут быть сомнения в собственной телесности или бестелесности.
  4. каким же образом я есть: человек полагает, что внутри него есть душа и у него есть какие-то представления о ней - какой она формы и т.п. Об этом сомневается.
  5. откуда пришло это существо: гадает откуда пришло или полагает откуда пришло, но сомневается
  6. куда оно отправится: гадает куда пойдёт или полагает куда пойдёт, но сомневается

Dassanā pahātabbāsavā

У того, кто таким образом не основательно обращает внимание, возникает одно из шести воззрений:
У него возникает как истинное и верное воззрение: "У меня есть [нечто,] являющееся мной", или у него возникает как истинное и верное воззрение "У меня нет чего-либо являющегося мной", или у него возникает как истинное и верное воззрение "Собой я распознаю себя", или у него возникает как истинное и верное воззрение "Собой я распознаю не-себя", или у него возникает как истинное и верное воззрение "Не-собой я распознаю себя". Или же у него появляется воззрение: "Вот это нечто, являющееся мной, которое говорит и ощущает, испытывает то здесь, то там последствия добрых и злых дел, но это моё нечто, являющееся мной, неизменно, постоянно, вечно, не подвержено превратностям, и пребудет на вечные времена".
Вот что, монахи, называется теоретизированием, зарослями воззрений, глухоманью воззрений, суматохой воззрений, судорогой воззрений, путами воззрений.
Говорю вам, монахи, что опутанный путами воззрений необразованный простолюдин не освобождается от рождения, старения и смерти, от печали, плача, [физической] боли, умственных мук, отчаяния. Не свободен он от страдания.

Объяснения в комментарии следующие:

  1. У меня есть [нечто,] являющееся мной: воззрение основано на убеждении в вечном существовании чего-то, являющегося мной
  2. У меня нет чего-либо являющегося мной: воззрение основано на убеждении в полном уничтожении живого существа
  3. Собой я распознаю себя (мной распознаю меня): считает собой все совокупности вместе с распознаванием, которым их распознаю
  4. Собой я распознаю не-себя: считает собой только совокупность распознавания, остальные совокупности собой не считаю и с помощью этого распознавания распознаю
  5. Не-собой я распознаю себя: распознавание не считает собой и думает, что распознаёт им остальные совокупности, которые считает собой
  6. Нечто являющееся мной ощущает и вечно: воззрение основано на убеждении в вечном существовании, то что является мной "ощущает" последствия благих и дурных поступков на разных уровнях бытия

Dassanā pahātabbāsavā

А образованный ученик Благородных, встречающийся с благородными, разбирающийся в учении Благородных, хорошо обученный учению Благородных, встречающийся с праведными людьми, разбирающийся в учении праведных людей, хорошо обученный учению праведных людей, – различает, на какие явления следует обращать внимание и на какие явления не следует.
Различая это, он не обращает внимания на те явления, которые не заслуживают внимания, и обращает внимание на те явления, которые заслуживают внимания.
Каковы же, монахи, те не заслуживающие внимания явления, на которые он не обращает внимания?
Монахи, те явления, при обращении внимания на которые возникает до тех пор не возникшее влечение к чувственным удовольствиям, или возрастает уже возникшее влечение к чувственным удовольствиям, или возникает до тех пор не возникшее влечение к быванию, или возрастает уже возникшее влечение к быванию, или возникает до тех пор не возникшее влечение к неведению, или возрастает уже возникшее влечение к неведению. Вот на какие явления, не заслуживающие внимания, он не обращает внимания.
Каковы же, монахи, те заслуживающие внимания явления, на которые он обращает внимание?
Монахи, те явления, при обращении внимания на которые не возникает до тех пор не возникшее влечение к чувственным удовольствиям, или устраняется уже возникшее влечение к чувственным удовольствиям, или не возникает до тех пор не возникшее влечение к быванию, или устраняется уже возникшее влечение к быванию, или не возникает до тех пор не возникшее влечение к неведению, или устраняется уже возникшее влечение к неведению. Вот на какие явления, заслуживающие внимания, он обращает внимание.
Благодаря не обращению внимания на не заслуживающие внимания явления и обращения внимания на заслуживающие внимания явления у него не возникают еще не возникшие влечения, и устраняются уже возникшие.
Он основательно обращает внимание: "Это страдание"; он основательно обращает внимание: "Это происхождение страдания"; он основательно обращает внимание: "Это прекращение страдания"; он основательно обращает внимание: "Это путь, ведущий к прекращению страдания".
Когда он так основательно обращает внимание, у него устраняются трое оков: убеждение в самоотождествлении, неуверенность, привязанность к образам действия и обетам.
Они называются влечениями, которые следует устранять с помощью видения.

Комментарий говорит, что здесь речь о последователе благородных, который занимается практикой прозрения, но ещё не достиг прозрений благородной личности. Он получает у благородных предмет медитации и приступает к практике прозрения, направляя внимание на совокупности трёх уровней бытия как на страдание, на жажду как на происхождение страдания, на нефункционирование совокупностей и жажды как на прекращение страдания, на то, что порождает это прекращение как на путь. Использование здесь основательного внимания объясняется следующим образом:

  • "жажда порождает и увеличивает то самое страдание" - так он основательно направляет внимание на происхождение страдания
  • "происхождение страдания, достигнув этого места больше не функционирует, оно называется ниббаной" - так он основательно направляет внимание на прекращение страдания
  • "путь, порождающий это прекращение - благородный восьмеричный путь" - так он основательно направляет внимание на путь

Далее описывается собственно практика прозрения:

  1. Анализ тела по первоэлементам и производной от них материи.
  2. Определение четырёх нетелесных совокупностей в уме и умственных факторах.
  3. Определение этих телесных и нетелесных совокупностей как "мучительные".
  4. Эти совокупности могут быть описаны как умственно-телесное.
  5. Это умственно-телесное возникает по причинам и условиям.
  6. Эти причины и условия представляют собой неведение, жажду якобы вечно существующего, камму, пищу и прочее.
  7. Установление изменчивости этих явлений и их условий (возникают и исчезают).
  8. Установление характеристики страдания этих явлений и их условий из-за угнетённости возникновением и исчезновением.
  9. Установление характеристики безличности этих явлений и условий из-за их неподконтрольности.
  10. Достижение пути вхождения в поток благодаря установлению этих характеристик и практике прозрения.

В результате у него устраняются три нижние оковы. Поскольку влечение к неведению устранено, устраняются и все остальные влечения, потому что оно входит в них.

Далее комментарий говорит, что под видением, с помощью которого здесь предлагается устранять влечения, нужно понимать путь вхождения в поток. Потому что он является первым видением ниббаны.