Влечения, устраняемые с помощью выдержки

Опубликовано khantibalo от

Adhivāsanā pahātabbāsavā

И какие же влечения, монахи, следует устранять с помощью выдержки?
Здесь монах, основательно рефлексируя, терпеливо переносит холод и жару, голод и жажду.
Он обладает выдержкой по отношению к нападениям оводов, мух, влиянию ветра, солнца и ползающих существ, по отношению к неприветливой, неприязненной речи, к возникшим мучительным, острым, резким, жгучим, тягостным, неприятным, губительным телесным ощущениям.
Монахи, те влечения, досада и перевозбуждение, которые могут возникнуть у не проявляющего выдержку, не возникают у проявляющего выдержку.
Монахи, вот что называется влечениями, которые следует устранять с помощью выдержки.

Все виды выдержки объясняются как не оставление предмета медитации даже когда нападают эти несчастья. Для каждого даётся конкретный вид размышления:

  1. Холод: размышление об аде между мирами (khantibalo: видимо очень холодном)
  2. Жара: размышление об аде Авичи
  3. Голод: размышление о собственном рождении в мире голодных духов
  4. Оводы, мухи, ветер, жара: размышление о собственном рождении животным
  5. Ползающие существа: размышление о собственном попадании в пасть тиграм, львам и прочим в прошлых жизнях
  6. Неприязненная речь: размышление о качестве терпения
  7. Мучительные телесные ощущения: терпение без колебаний этих ощущений.

Для некоторых из этих видов приводятся трогательные истории. История терпения укусов ползающих существ:

Adhivāsanāpahātabbaāsavavaṇṇanā

Якобы в монастыре Кхандачела в оранжерее цветов Каникара (?) одного монаха, слушавшего наследие благородных (Дхамму) укусила очень ядовитая змея.
Монах, поняв это, сидя с довольным умом продолжал слушать Дхамму.
Несмотря на действие яда монах остался непоколебим.
Монах пересмотрел свою нравственность с момента приёма в полноправные члены ордена, зародил у себя восторг с мыслью "моя нравственность чиста".
Вместе с возникновением восторга яд повернув назад ушёл в землю.
Монах в тот момент обрёл однонаправленность ума, развил прозрение и достиг архатства.

История терпения неприязненной речи монаха Абхаи, декламатора Дигха Никаи:

Adhivāsanāpahātabbaāsavavaṇṇanā

Якобы этот монах объяснял практику великого наследия благородных об удовлетворённости принадлежностями и любви к медитации, [слушать это] приходила вся большая деревня.
Монах стал получать большие дары.
Другой старший монах, будучи неспособен стерпеть это с мыслью "это я буду объяснять наследие благородных как декламатор Дигха Никаи", выступил с обвинением "он всю ночь издаёт шум" и подобными.
Когда они возвращались в свои монастыри, им приходилось идти одну гавуту по одной и той же дороге.
Пока они шли всю эту гавуту, один только и делал, что обвинял другого.
Тогда, встав в том месте, где идущая к двум монастырям дорога разделялась, монах-декламатор Дигха Никаи выразил почтение другому и сказал "почтенный, это ваша дорога".
Тот пошёл, как будто ничего не слышал.
И монах придя в монастырь помыв ноги сел.
Ученик сказал: "Почтенный, почему когда вас целую гавуту поносили, вы ничего не сказали в ответ?".
Старший монах ответил: "Друг, моим долгом является лишь терпение, а не нетерпение.
Даже при поднятии одной ноги я не вижу расставания с предметом медитации".

История терпения болезненных ощущений монахом Падханией:

Adhivāsanāpahātabbaāsavavaṇṇanā

Якобы у этого монаха, который провёл ночь в приложении усилий, в положении стоя в животе возник ветер.
Не будучи способен это терпеть он стал крутиться и вертеться.
Стоящий сбоку от дорожки для медитации монах Пиндапатия сказал ему: "Друг, тот, кто отрёкся от мира, называется тем, кто имеет терпение как образ действия".
Он согласился со словами "хорошо, почтенный" и лёг без движения.
Ветер пронзил его от пупка до сердца.
Монах, подавив это ощущение, с прозрением в миг став невозвращающимся (подкомм.: архатом), достиг окончательной ниббаны.

Как возникают 4 вида влечений:

  1. влечение к чувственным удовольствиям возникает, когда подвергаясь холоду монах желает тепла и т.п.
  2. влечение к быванию возникает с мыслью "в благом уделе у нас не будет ни холода ни жары" и стремлением к рождению там
  3. влечение к взглядам возникает с хваткой "мой холод, моя жара" (мне холодно, мне жарко)
  4. влечение к неведению является сопровождающим всё это неведением

Этим способом устраняется 4 вида влечений умноженные на множество невзгод, которые монах терпит.