Влечения, устраняемые с помощью обуздания

Опубликовано khantibalo от 22 марта, 2021 - 12:33

Saṃvarā pahātabbāsavā

И какие же влечения, монахи, следует устранять с помощью обуздания?
Здесь монах, основательно рефлексируя, пребывает обузданным обузданием зрения.
Монахи, те влечения, досада и перевозбуждение, которые могут возникнуть у того, кто не обуздан постоянно обузданием зрения, не возникают у того, кто обуздан постоянно обузданием зрения.
Основательно рефлексируя, он постоянно обуздан обузданием слуха. ... Основательно рефлексируя, он постоянно обуздан обузданием обоняния. .... Основательно рефлексируя, он постоянно обуздан обузданием чувства вкуса. ... Основательно рефлексируя, он постоянно обуздан обузданием осязания. ... Основательно рефлексируя, он постоянно обуздан обузданием рассудка.
Монахи, те влечения, досада и перевозбуждение, которые могут возникнуть у того, кто не обуздан постоянно обузданием рассудка, не возникают у того, кто обуздан постоянно обузданием рассудка.
Монахи, те влечения, досада и перевозбуждение, которые могут возникнуть у того, кто не обуздан постоянно обузданием, не возникают у того, кто обуздан постоянно обузданием.
Монахи, вот что называется влечениями, которые следует устранять с помощью обуздания.

Комментарий задаётся вопросом - если все влечения устраняются с помощью видения (первый способ) и (как далее будет рассказано) развития (последний способ), почему даются остальные способы? Ответ состоит в том, что практика, описанная в разделах устранения влечений с помощью обуздания, использования, выдержки, избегания и изгнания позволяют подавить влечения, но полностью они устраняются только первым и последним способом.

В пословном разборе формулы комментарий уделяет особое внимание словам "paṭisaṅkhā yoniso" (основательно рефлексируя). Говорится, что здесь речь о рефлексии об опасности отсутствия обуздания, которая приводится в СН 35.235. Там говорится, что лучше если бы способности чувственного восприятия (khantibalo: в данном случае физические органы чувств) были иссечены острыми предметами, чем если бы человек с помощью их схватил представление предмета чувств с помощью его подробностей (черт). Будда говорит, что если в этот момент человек умрёт, его ожидает ад или мир животных. Памятуя об этой опасности монаху следует внимать изменчивости/непостоянству 6 способностей чувственного восприятия, 6 предметов чувств, 6 видов сознания, 6 видов соприкосновения, 6 видов ощущения.

Далее в комментарии разбирается вопрос: что конкретно является необузданностью? Для этого приводится объяснение процесса познания образного с помощью зрения, судя по всему, по классификации Висуддхимагги/Абхидхаммы. Процесс состоит из последовательности моментов ума, среди которых выделяется момент побуждения (javana). Если в этот момент возникает безнравственность, забывчивость, незнание, зависть или лень, - это называется необузданностью.

В связи с этим комментарий задаётся вопросом: почему же тогда в сутте необузданной называется именно способность зрения и прочие? Ответ состоит в том, что когда они не обузданы, всё остальное тоже не охраняется. Приводится следующая метафора:

Saṃvarāpahātabbaāsavavaṇṇanā

Как что? Когда в городе четверо врат не охраняются, а какие-либо дома, хранилища, внутренние покои внутри хорошо охраняются, тогда внутри города все вещи являются незащищёнными и неохраняемыми.
Ведь войдя через городские врата воры что захотят, то и смогут сделать. Точно так же в момент побуждения возникает безнравственность и прочее, поскольку он не обуздан, и врата не являются защищёнными и поток сознания и направление и прочее и процесс познания не защищены.
Но в том, в ком нравственность и прочее возникает, врата защищены и поток сознания и направление и прочее и процесс познания защищён.
Как что?
Когда врата города хорошо охраняются, а внутри города какие-то дома и прочее не охраняются, тогда внутри города любая вещь хорошо охраняется, хорошо защищена.
Когда ворота города заперты, для воров нет входа, точно так же в момент побуждения возникшая нравственность и прочее соответствует хорошо охраняемым вратам: поток сознания, направление и прочее и процесс познания.
Поэтому сказано об обузданности способности зрения, возникающей в момент побуждения.

В случае отсутствия обуздания сфер чувств возникают 4 вида влечений:

  1. влечение к чувственным удовольствиям возникает благодаря усладе приятного предмета чувств, пришедшего во врата соответствующей способности
  2. влечение к быванию возникает благодаря усладе устремления к быванию с мыслью "я получу такой же в другом благом уделе"
  3. влечение к взглядам возникает с мыслью "это существо" (khantibalo: видимо когда испытывается живое существо) или "это принадлежит существу"
  4. влечение к неведению является сопровождающим всё это неведением

Досада или перевозбуждение - это связанные с ними остальные умственные загрязнения или их последствия в будущем.

Комментарий завершает объяснение подсчётом количества влечений 6 сфер чувств на 4 вида влечений дают в общей сложности 24. Под обузданием предлагается понимать обуздание памятованием.

В тему этой главы см. материал охрана дверей чувств.