Влечения, устраняемые с помощью изгнания

Опубликовано khantibalo от

Vinodanā pahātabbāsavā

И какие же влечения, монахи, следует устранять с помощью изгнания?
Здесь монах, основательно рефлексируя, не терпит возникшей мысли желания чувственных удовольствий, он отбрасывает её, уничтожает её, рассеивает её и искореняет её... возникшей недоброжелательной мысли ... возникшей жестокой мысли ... Основательно рефлексируя, он не терпит возникших порочных неблаготворных способов умственного поведения, отбрасывает их, уничтожает их, рассеивает их и искореняет их.
Монахи, те влечения, досада и перевозбуждение, которые могут возникнуть у не изгоняющего (эти вещи), не возникают у изгоняющего.
Монахи, вот что называется влечениями, которые следует устранять с помощью изгнания.

В комментарии действия по отношению к вредным мыслям объясняются следующим образом:

  • "отбрасывает" означает "выбрасывает эти мысли". слово pajahati здесь также можно перевести как "отказывается". АП переводит как "оставление"
  • "уничтожает" означает "пронзает, протыкает, изгоняет"
  • "рассеивает" означает, что  от мысли не остаётся никаких остатков, даже в подсознании.
  • "искореняет" означает, что она полностью скована путём отказа, состоящего в сковывании.

Практикующий уничтожает их когда они возникают, не игнорируя и уничтожая, даже когда они появляются сотни раз.

Под неблаготворными способами поведения здесь понимаются неблаготворные способы умственного поведения. Согласно комментарию к МН 2 это девять видов мирских мыслей, в которые входят уже приведённые три вида мыслей, а также мысли о родственниках, стране, бессмертии, чужой доброте, мысли о доходах, почёте и репутации, а также об отсутствии презрения со стороны других.

Первые три вида мыслей определяются в Вибханге Абхидхаммы. Это мысли, размышления и ненадлежащие намерения, связанные с чувственным желанием, недоброжелательностью и жестокостью.

Последние шесть объясняются в комментарии к Маханиддесе, где говорится, что не любые мысли на эти темы являются вредными и приводятся примеры вредных и полезных мыслей на эти шесть тем. Например, для мыслей о родственниках объсненение следующее:

14. Tuvaṭakasuttaniddesavaṇṇanā

В мыслях о родственниках и прочем мыслью о родственниках является опирающаяся на 5 связок чувственных удовольствий с любовью [относящейся?] к семейной жизни возникающая на основе родственников мысль "мои родственники живут счастливо, им сопутствует успех".
Однако мысль, развивающаяся по принципу "Мои родственники идут к кончине, идут к старости, убеждённые, приверженные" не является [вредной] мыслью о родственниках.

Последовательная система по устранению вредных мыслей даётся в МН 20 (конспект). Размышление об изъянах и опасностях этих мыслей является вторым из предлагаемых там способов.

В МН 19 в качестве способа устранения вредных мыслей предлагается следующее размышление: "Они ведут к моим собственным страданиям, к страданиям других, к страданиям себя и других. Они ведут к упадку мудрости, порождают недовольство, не ведут к освобождению."

Как возникают 4 вида влечений:

  1. влечение к чувственным удовольствиям возникает с мыслью желания чувственных удовольствий
  2. влечение к быванию возникает как его (влечения к чувственным удовольствиям) разновидность
  3. влечение к взглядам связано с ними
  4. влечение к неведению присутствует во всех этих мыслях

Комментарий не даёт общего количества устраняемых этим способом влечений (видимо их 4), он только говорит, что устранение влечений здесь происходит благодаря сдержанности путём усердия.