Влечения, устраняемые с помощью развития

Опубликовано khantibalo от 23 марта, 2021 - 16:07

Bhāvanā pahātabbāsavā

И какие же влечения, монахи, следует устранять с помощью развития?
Здесь монах, основательно рефлексируя, развивает памятование как фактор Постижения, основанный на уединении, затухании, прекращении, приводящий к оставлению. Основательно рефлексируя, он развивает различение умственных качеств как фактор Постижения, основанный на уединении, затухании, прекращении, приводящий к оставлению. Основательно рефлексируя, он развивает усердие как фактор Постижения, основанный на уединении, затухании, прекращении, приводящий к оставлению. Основательно рефлексируя, он развивает восторг как фактор Постижения, основанный на уединении, затухании, прекращении, приводящий к оставлению. Основательно рефлексируя, он развивает расслабление как фактор Постижения, основанный на уединении, затухании, прекращении, приводящий к оставлению. Основательно рефлексируя, он развивает собранность ума как фактор Постижения, основанный на уединении, затухании, прекращении, приводящий к оставлению. Основательно рефлексируя, он развивает безмятежное наблюдение как фактор Постижения, основанный на уединении, затухании, прекращении, приводящий к оставлению.
Те влечения, досада и перевозбуждение, которые могут возникнуть у не развивающего (эти факторы), не возникают у развивающего.
Монахи, вот что называется влечениями, которые следует устранять с помощью развития.

Здесь практикующий развивает факторы постижения, обдумав опасность не развития и пользу развития. Комментарий говорит, что в этом разделе речь о надмирских факторах постижения, которые относятся к трём высшим путям. (khantibalo: видимо эта практика предназначена для достигших вхождения в поток с помощью видения). Факторы постижения разбираются в отдельном разделе: 7 факторов постижения.

В СН 46.53 (конспект) говорится, что в разное время следует развивать разные факторы, потому что они противостоят разным состояниям ума. Эти факторы объясняются как 2 тройки СН 46.53 и 1 памятование, которое полезно всегда.

Практикующий развивает факторы, основанные на уединении. Комментарий перечисляет 5 видов уединения:

Bhāvanāpahātabbaāsavavaṇṇanā

Оно подразделяется на 5 видов: уединение путём замены, уединение путём подавления, уединение путём искоренения, уединение путём успокоения, уединение путём освобождения.

Для памятования и всех остальных факторов объяснение следующее

Bhāvanāpahātabbaāsavavaṇṇanā

"Основанный на уединении" - основанный на уединении путём замены, основанный на уединении путём искоренения, основанный на уединении путём освобождения развивает памятование как фактор постижения: так следует понимать здесь смысл.
Ведь здесь этот практикующий, занимающийся развитием факторов постижения в момент прозрения основывается на уединении с точки зрения функции, устремляясь основывается уединении путём освобождения, но в момент пути он основывается на уединении путём искоренения с точки зрения функции, с точи зрения опоры он развивает памятование как фактор постижения, основываясь на уединении путём освобождения.

Эти факторы также приводят к оставлению. Комментарий сначала объясняет о каком оставлении речь:

Bhāvanāpahātabbaāsavavaṇṇanā

Здесь везде "оставление" двух видов: оставление путём отбрасывания и оставление путём продвижения.
Здесь под оставление путём отбрасывания - это прекращение умственных загрязнений в момент прозрения благодаря замене и в момент пути благодаря искоренению.
Под оставлением путём продвижения понимается склонность к нему в момент прозрения, но в момент пути благодаря функции опоры продвижение к ниббане.
Ведь здесь это памятование как фактор постижения по объяснённому принципу отбрасывает загрязнение и продвигает к ниббане.

А потом как это работает в случае практикующего:

Bhāvanāpahātabbaāsavavaṇṇanā

[Приводящий к оставлению] Вот что здесь сказано: "Ведь этот занимающийся развитием факторов постижения монах развивает его когда приводит к зрелости памятование как фактор постижения, приводящий к оставлению в смысле отбрасывания умственных загрязнений и приводящий к оставлению в смысле прыжка к ниббане. И также когда он полностью зрел".

Затем комментарий резюмирует:

Bhāvanāpahātabbaāsavavaṇṇanā
Но здесь через уединение от всего конструированного, затухание всего, прекращение объяснена лишь ниббана.
И лишь путь является приводящим к оставлению, поэтому практикующий развивает памятование как фактор постижения сделав опорой уединение, с опорой деятельности на уединение.
То же самое с опорой на затухание и прекращение.

Влечения возникают следующим образом: у того, кто не развивает факторы постижения возникает влечение к чувственным удовольствиям, быванию и неведению. У того, кто развил их, влечений нет.

Здесь объяснено устранение влечений с помощью развития факторов постижения, связанных с тремя высшими путями.