Как Татхагата относится к предметам полагания

Опубликовано khantibalo от

1. Mūlapariyāyasuttaṃ

Монахи, и Татхагата, достойный (арахант), постигший в совершенстве, истинно понимает землю как землю. Истинно понимая землю как землю, он не полагает [себя] землёй, не полагает [себя] в земле, не полагает [себя] вне земли, не полагает землю своей, не восхищается землёй.
А по какой причине?
Потому что Татхагатой это полностью познано до конца, говорю я.
[Истинно понимая] воду ... огонь... ветер... существ... божеств... Паджапати... брахму... сияющих божеств... божеств всеобщей красоты... божеств великого плода... владыку... сферу безграничного пространства... сферу безграничного сознания... сферу отсутствия чего бы то ни было... сферу ни распознавания ни отсутствия распознавания... увиденное... услышанное... испытанное... познанное... единое... множественное... всё... ниббану как ниббану. Истинно понимая ниббану как ниббану, он не полагает [себя] ниббаной, не полагает [себя] в ниббане, не полагает [себя] вне ниббаны, не полагает ниббану своей, не восхищается ниббаной.
А по какой причине?
Потому что Татхагатой это полностью познано до конца, говорю я.

Татхагата

Комментарий даёт несколько вариантов понимания слова "татхагата" - "так пришедший", "так ушедший", "пришедший к истинному свойству" и др. Каждое из них разбирается подробно. Перевод этого текста доступен в комментарии к ДН 1. Остальные качества Татхагаты описаны в 7 главе Висуддхимагги (конспект).

Потому что Татхагатой это полностью познано до конца

Предметы полагания полностью познаны им до конца, без какого либо остатка. Хотя между Буддой и его учениками нет разницы в избавлении от умственных загрязнений, которое достигнуто четырьмя путями, есть разница в познании. Ученики могут достичь ниббаны путём познания лишь одного фрагмента четырёх элементов. Но для будд среди конструированного нет ничего, чтобы они не постигли с помощью знания. (khantibalo: вообще это странно. В суттах есть место, где сам Будда говорит, что нет существ, которые познали бы все явления, но есть существа, которые могут познать любое явление.)

Потому что он понял обусловленное возникновение

1. Mūlapariyāyasuttaṃ

Монахи, и Татхагата, достойный (арахант), постигший в совершенстве, истинно понимает землю как землю. Истинно понимая землю как землю, он не полагает [себя] землёй, не полагает [себя] в земле, не полагает [себя] вне земли, не полагает землю своей, не восхищается землёй.
А по какой причине?
Потому, что он понял: "восхищение является корнем страдания", "от пребывания [возникает] рождение, существующему [уготована] старость и смерть".

Аналогично для остальных предметов полагания.

"Восхищение является корнем страдания" означает, что прошлая жажда является началом пяти совокупностей. Он понял, что восхищение в прошлом состоянии бытия является корнем нынешних страданий.

"От пребывания возникает рождение" от пребывания в смысле каммы возникает рождение в смысле нынешних совокупностей. Другими словами от пребывания в смысле каммы возникает пребывание в смысле процесса перерождения.

"Существующему уготована старость и смерть": совокупностям живого существа, возникшим в результате пребывания как процесс перерождения, уготована старость и смерть.

Таким образом, Будда показывает, что полагание у него искоренено путём постижения обусловленного возникновения.

Поэтому Татхагата стал полностью постигшим

1. Mūlapariyāyasuttaṃ

Поэтому, монахи, Татхагата, благодаря полному разрушению, затуханию, прекращению, отпусканию и отказу от всех видов жажды, стал полностью постигшим посредством совершенного непревзойдённого постижения, говорю я.

Татхагата разрушил все виды жажды, которая здесь тождественна восхищению. Постижение здесь соответствует знанию пути архатства.

Комментарий задаётся вопросом "в чём разница между путём архатства у Будды и его учеников?" и заключает, что для одних учеников путь архатства приносит только плод архатства, для других (в дополнение к нему) тройное знание, для других - шесть сверхзнаний и др. Но для Будды он приносит все благие качества (видимо все возможные достижения одновременно).

Татхагата не полагает, потому что он понял, что восхищение является корнем страданий. С пребыванием в качестве условия есть рождение, а родившемуся уготована старость и смерть.