Как необученный простолюдин полагает о существах различных уровней

Опубликовано khantibalo от

Существа

1. Mūlapariyāyasuttaṃ

Он распознаёт существ как существ. Распознавая существ как существ, он полагает о существах, он полагает [себя] в существах, полагает об исходящем от существ, полагает существ своими, восхищается существами.
А по какой причине?
Потому что это не познано им полностью, говорю я.

Полагает о существах

Cущества - все живущие ниже мира четырёх великих правителей.

  1. посредством жажды он полагает существ красивыми или счастливыми, видя, слыша, обоняя и тп как некто наслаждается чувственными удовольствиями. на этом основании он становится привязан. либо он устремляется к перерождению богатыми людьми и тп
  2. посредством самомнения он полагает себя выше, ниже или равным существам, в зависимости от собственного превосходства или низкого положения
  3. посредством взглядов он полагает существ неизменными или подчинёнными воле судьбы и др взгляды из ДН 2

Полагает [себя] в существах

  1. посредством жажды желает переродиться среди тех или иных существ или совершает благие дела для этого
  2. посредством самомнения считая существ единым целым он ранжирует их как превосходящих, равных или уступающих себе
  3. посредством взглядов считая каких-то существ постоянными, а каких-то нет (khantibalo: см. ДН 1 (конспект)), считает себя входящим в число тех или иных существ

полагает об исходящем от существ

  1. посредством взглядов считает себя или других исходящих от некоего существа
  2. посредством жажды и (3) самомнения зарождает жажду и самомнение к предмету этих взглядов (видимо к себе)

полагает существ своими

посредством жажды считает своими детей, домашних животных и проч

восхищается существами

аналогично земле

потому что не познаны им полностью

не познал конструированные явления посредством которых он распознаёт существ

Божества

1. Mūlapariyāyasuttaṃ

Он распознаёт божеств как божеств. Распознавая божеств как божеств, он полагает о божествах, полагает [себя] в божествах, полагает об исходящем от божеств, полагает божеств своими, восхищается божествами.
А по какой причине?
Потому что это не познано им полностью, говорю я.

божества - жители миров божеств мира страсти кроме Мары и его свиты в мире "имеющих власть над чужими творениями"

Паджапати

1. Mūlapariyāyasuttaṃ

Он распознаёт Паджапати как Паджапати. Распознав Паджапати как Паджапати он полагает о Паджапати, полагает [о чём-либо] в Паджапати, полагает об исходящем от Паджапати, полагает Паджапати своим, восхищается Паджапати.
А по какой причине?
Потому что это не познано им полностью, говорю я.

Комментарий предлагает под Паджапати понимать Мару и его свиту. ББ в своей книге пишет, что так называлось верховное божество в ранней индийской религиозной мысли.

полагает о Паджапати

  1. посредством жажды, желая приобрести неприобретённое или зная о красоте, долголетии Паджапати он желает переродиться в свите Паджапати
  2. посредством самомнения он, родившись в свите Паджапати он мнит себя создателем и владыкой мира
  3. посредством взглядов он считает Паджапати вечным, полностью уничтожающимся или во власти судьбы

полагает о чём-либо в Паджапати

посредством взглядов полагает, что какие-то явления в Паджапати являются вечными или что в нём нет зла и от него никогда не исходят дурные поступки

полагает об исходящем от Паджапати

  1. посредством взглядов считает себя или других исходящими от Паджапати
  2. посредством жажды и самомнения порождает любовь и самомнение к предмету этих взглядов (себе или другим?)

полагает Паджапати своим

посредством жажды полагает Паджапати своим владыкой

Остальные божества

1. Mūlapariyāyasuttaṃ

Он распознаёт брахму как брахму. Распознавая брахму как брахму, он полагает о брахме, полагает [о чём-либо] в брахме, полагает [об исходящем] от брахмы, полагает брахму своим, восхищается брахмой.
А по какой причине?
Потому что это не познано им полностью, говорю я.

Аналогичная формула для сияющих божеств, божеств всеобщей красоты, божеств великого плода, победителя.

  1. брахма: подразумеваются все брахмы первой джханы (khantibalo: по СН 56:11 - от советников брахмы до божеств мира великого брахмы)
  2. сияющие божества: подразумеваются все брахмы второй джханы - от брахм ограниченного света до сияющих брахм
  3. божества всеобщей красоты: подразумеваются все брахмы третьей джханы - от брахм ограниченной красоты до брахм всеобщей красоты
  4. божества великого плода: это брахмы четвёртой джханы (один уровень)
  5. победитель: речь о существах мира не имеющих способности распознавания. Они называются победителями, потому что они побеждают 4 нетелесные совокупности, они рождаются в мире брахм великого плода и в течение всей жизни остаются в одной позе и их тела абсолютно одинаковы. Объяснение аналогично Паджапати с тем лишь отличием, что он полагает о победителе посредством самомнения считая себя уступающим, а победителей - превосходящими

Чистые земли опускаются, потому что они существуют только тогда, когда появляется будда, всё остальное время они пустые. Полагание простолюдинов продолжается всегда, поэтому Будда говорит о тех мирах, которые существуют постоянно.

Существа нематериальных (бестелесных) сфер

1. Mūlapariyāyasuttaṃ

Он распознаёт сферу безграничного пространства как сферу безграничного пространства. Распознавая сферу безграничного пространства он полагает [себя] сферой безграничного пространства, полагает [себя] в сфере безграничного пространства, полагает [себя] вне сферы безграничного пространства, полагает сферу безграничного пространства своей, восхищается сферой безграничного пространства.
А по какой причине?
Потому что это не познано им полностью, говорю я.

Аналогичная формула для сферы безграничного сознания, сферы отсутствия чего бы то ни было, сферы ни распознавания ни отсутствия распознавания.

эти четыре сферы объясняются аналогично победителю, однако посредством самомнения он, родившись на этих уровнях, считает себя создателем и владыкой мира (аналогично Паджапати)