Как необученный простолюдин полагает о первичных элементах

Опубликовано khantibalo от

1. Mūlapariyāyasuttaṃ

"Здесь, монахи, необученный простолюдин, которому нет дела до благородных, неосвоивший Дхамму благородных, необузданный Дхаммой благородных, которому нет дела до праведных людей, неосвоивший Дхамму праведных людей, необузданный Дхаммой праведных людей, распознаёт землю как землю. Распознавая землю как землю он полагает о земле, полагает [себя] в земле, полагает [себя] вне земли, полагает землю своей, восхищается землёй.
А по какой причине?
Потому что это не познано им полностью, говорю я.

 

Само понятие "необученный простолюдин" разбирается на странице необученный простолюдин.

Почему сначала говорится о простолюдине

В начале своего объяснения Будда говорит, что расскажет о корне всех явлений, но начинает с объяснения простолюдина. Это один из методов изложения Будды, при котором предметом является некоторое явление (здесь это корень явлений), а формой выражения является личность (здесь это простолюдин и т.п.). Состояние простолюдина состоит в том, что предметы не познаны полностью, а полагание, являющееся корнем всех явлений, само по себе коренится в отсутствии полного познания этих предметов.

Простолюдин ... распознаёт землю как землю

Коммментарий разбирает слово "земля" и показывает, что у него 4 значения:

  1. твёрдые составляющие тела, элемент твёрдости (МН 28)
  2. земля, которую копают. Сюда также включаются 20 из 32 частей тела, являющихся твёрдыми и внешние твёрдые предметы и вещества.
  3. касина земли - представление, получаемое с помощью медитации на земляном диске
  4. божество, родившееся в мире богов благодаря медитации на касине земли

и заключает, что все они подразумеваются здесь. Простолюдин подобен сумасшедшему, хватающему всё подряд и как попало и делает он это, потому что он не обучен. "Распознаёт землю как землю" означает, что простолюдин с искажением распознавания хватается за обиходное выражение "это земля" и распознаёт землю как землю. Кроме того, он может считать её существом или принадлежащим существу (khantibalo: по той же причине из-за искажения распознавания).

Распознавая землю как землю

Распознавая посредством искажённого распознавания простолюдин полагает о ней посредством жажды, самомнения и взглядов и схватывает её различными способами, которые не соответствуют действительности. Подкомментарий говорит, что это тройное полагание является синонимом разрастания концепций или склонности к разрастанию (papañca), которое удерживает существ в сансаре. 

(khantibalo: Эта тройка: жажда, самомнение и взгляды - лежит в основе всего объяснения, которое будет идти дальше. Даваемое в сутте объяснение о предметах полагания следует одной и той же схеме:

1. Полагает о предмете

2. Полагает о чём-либо в предмете

3. Полагает о чём-либо вне предмета или исходящем от предмета

4. Полагает предмет своим

5. Восхищается предметом)

Он полагает о земле

Распознавая посредством тех самых жажды, самомнения и взглядов он полагает "я - земля", "земля моя", "другой - земля", "земля принадлежит другому". Либо

  1. посредством жажды он полагает о твёрдых частях тела, зарождая желание и страсть к волосам тела и прочему, желая, чтобы они были какими он хочет в будущем, в том числе благодаря духовной практике. В отношении внешних твёрдых предметов он присваивает их, считает своими, охраняет и т.п.
  2. посредством самомнения он полагает о своих волосах и прочем "они лучше", "они хуже", "они такие же" (сравнивая с другими). Аналогично в отношении своего имущества.
  3. посредством взглядов он, считая душу и тело одним, придерживается мнения, что волосы и прочее являются душой или она находится во внешних твёрдых предметах. Либо он просто считает элемент твёрдости в волосах и прочем как "это моё, я являюсь этим, это является мной".

Он полагает [себя] в земле

  1. посредством взглядов он, считая собой 4 умственные совокупности (ощущение ... сознание) считает их находящимися в где-то в собственном теле (земля) либо вне его в чём-то твёрдом
  2. посредством жажды у него возникает любовь к этому "себе"
  3. посредством самомнения у него возникает самомнение на этой основе

Он полагает [себя] вне земли

  1. посредством взглядов он считает себя или других исходящих или происходящих от земли. или просто считает то, что он считает собой, чем-то отличным от земли. подкомментарий приводит здесь несколько видов таких взглядов: происхождение брахмы из первичного золотого яйца, божественное творение и прочее
  2. посредством жажды и самомнения он испытывает самомнение и привязанность к предмету этих взглядов (видимо к тому, что считает собой)

Это мнение может возникать и в результате практики на касине земли.

Он полагает землю своей

посредством жажды он считает своими все виды земли - твёрдые составляющие своего тела (волосы и прочее), земли, твёрдое имущество и т.п.

Он восхищается землёй

Он восхищается, наслаждается, присваивает все виды земли.

Комментарий здесь задаётся вопросом: зачем нужен этот пункт, разве это не было ранее объяснено? По словам комментария, учителя древности не дают ответа на этот вопрос и дост. Буддхагхоса предлагает считать это проявлением мастерства в преподавании Будды либо считать это отсылкой к опасности, который подвергает себя тот, кто восхищается землёй (СН 14.36).

Потому что это не познано им полностью

Это и есть причина, по которой простолюдин полагает о земле и восхищается ей. Тот, кто полностью познал землю, познал её тремя видами полного познания: полное познание познанного (виды земли, их характеристика, функция и прочее), полное познание путём анализа (непостоянное, страдание, безличное и прочее - подкомм.: в отношении присваиваемых совокупностей), полное познание путём отбрасывания (прекращение желания и страсти к земле благодаря высшему пути - подкомм. надмирскому). Простолюдин не познал землю таким образом, поэтому он полагает о ней и восхищается ей.

Остальные первоэлементы

1. Mūlapariyāyasuttaṃ

Он распознаёт воду как воду. Распознавая воду как воду он полагает о воде, полагает [себя] в воде, полагает [себя] вне воды, полагает воду своей, восхищается водой.
А по какой причине?
Потому что это не познано им полностью, говорю я.
Он распознаёт огонь как огонь. Распознавая огонь как огонь, он полагает об огне, полагает [себя] в огне, полагает [себя] вне огня, полагает огонь своим, восхищается огнём.
А по какой причине?
Потому что это не познано им полностью, говорю я.
Он распознаёт ветер как ветер. Распознавая ветер как ветер, он полагает о ветре, он полагает [себя] в ветре, полагает [себя] вне ветра, полагает ветер своим, восхищается ветром.
А по какой причине?
Потому что это не познано им полностью, говорю я.

Вода: жидкие составляющие тела (МН 28), внешние жидкости, а также представление касины воды. остальное аналогично земле

Огонь: телесное тепло (МН 28), огонь и тепло в природе. остальное аналогично земле.

Ветер: движения в теле (МН 28), ветры в природе. остальное аналогично земле.

4 первоэлемента и производная материя вместе составляют совокупность тел. Простолюдин, полагающий об элементах, считает тело собой. И вот как здесь получается 4 вида отождествления:

  1. полагает себя элементами - считает тело собой
  2. полагает себя в элементах - считает [нетелесного] себя находящимся в теле
  3. полагает себя исходящим от элементов - считает [нетелесного] себя обладающим телом или (4) считает тело находяшимся внутри [нетелесного] себя

Эти взгляды сводятся к взглядам о вечности и полном уничтожении.