Как необученный простолюдин полагает о предметах чувств

Опубликовано khantibalo от

Увиденное

1. Mūlapariyāyasuttaṃ

Он распознаёт увиденное как увиденное. Распознавая увиденное как увиденное он полагает [себя] увиденным, полагает [себя] в увиденном, полагает [себя] вне увиденного, полагает увиденное своим, восхищается увиденным.
А по какой причине?
Потому что это не познано им полностью, говорю я.

Подразумевается сфера образного (внешняя сфера для зрения). Сюда входит всё увиденное обычным и божественным зрением.

полагает [себя] увиденным

  1. посредством жажды он зарождает желание и страсть по отношению к видимому образному наблюдая его с распознаванием привлекательности и удовольствия, совершает благие дела для обретения красоты и проч.
  2. посредством самомнения он полагает видимое образное (=тело) "я лучше", "я хуже", "я равный"
  3. посредством взглядов он полагает увиденное образное постоянным и неизменным, собой/своим или предвещающим благо или беду (khantibalo: см. историю происхождения СНп 2.4 (конспект))

полагает [себя] в увиденном

  1. посредством взглядов он считает себя находящимся в увиденном теле или считает, что страсть и прочее находятся в теле
  2. посредством жажды и самомнения он испытывает самомнение и привязанность к предмету этих взглядов (видимо к тому, что считает собой)

остальное аналогично земле

Услышанное

1. Mūlapariyāyasuttaṃ

Он распознаёт услышанное как услышанное. Распознавая услышанное как услышанное он полагает [себя] услышанным, он полагает [себя] в услышанном, полагает [себя] вне услышанного, полагает услышанное своим, восхищается услышанным.
А по какой причине?
Потому что это не познано им полностью, говорю я.

Подразумевается сфера звуков. Сюда входит всё слышимое обычным и божественным слухом.

Испытанное

1. Mūlapariyāyasuttaṃ

Он распознаёт испытанное как испытанное. Распознавая испытанное как испытанное он полагает [себя] испытанным, полагает [себя] в испытанном, полагает [себя] вне испытанного, полагает испытанное своим, восхищается испытанным.
А по какой причине?
Потому что это не познано им полностью, говорю я.

Подразумеваются сферы запахов, вкусов и осязаемых предметов.

Познанное

1. Mūlapariyāyasuttaṃ

Он распознаёт познанное как познанное. Распознав познанное как познанное он полагает [себя] в качестве познанного, полагает [себя] в познанном, полагает [себя] вне познанного, полагает познанное своим, восхищается познанным.
А по какой причине?
Потому что это не познано им полностью, говорю я.

Подразумевается сфера познаваемых явлений или все оставшиеся 7 сфер чувств.

понимать следует аналогично увиденному