Как необученный простолюдин полагает о прочем

Опубликовано khantibalo от

Единое и множественное

1. Mūlapariyāyasuttaṃ

Он распознаёт единое как единое. Распознавая единое как единое он полагает [себя] единым, полагает [себя] в едином, полагает [себя] вне единого, полагает единое своим, восхищается единым.
А по какой причине?
Потому что это не познано им полностью, говорю я.
Он распознаёт множественное как множественное. Распознавая множественное как множественное он полагает [себя] множественным, полагает [себя] в множественном, полагает [себя] вне множественного, полагает множественное своим, восхищается множественным.
А по какой причине?
Потому что это не познано им полностью, говорю я.

Комментарий говорит, что "единое" относится к имеющему достижения и этим охватываются 4 нетелесные совокупности (на предмет которых он полагает?). Подкомментарий уточняет, что речь о достигшем любой из 8 джхан, которая достигается одним способом на одном предмете.

Множественное относится не имеющему достижений и этим охватываются все 5 совокупностей (на предмет которых он полагает?). Подкомментарий говорит, что в любых состояниях ума за пределами джхан настоящего единения (однонаправленности?) ума нет.

Для объяснения комментарий предлагает использовать раздел о земле или виды самоотождествления с совокупностями.

Всё

1. Mūlapariyāyasuttaṃ

Он распознаёт всё как всё. Распознавая всё как всё, он полагает обо всём, полагает [себя] во всём, полагает [себя] вне всего, полагает всё своим, восхищается всем.
А по какой причине?
Потому что это не познано им полностью, говорю я.

Комментарий говорит, что этим охватывается то, что выше разделено на два (совокупности, составляющие одну индивидуальность).

полагает обо всём

  1. посредством жажды он наслаждается всем, полагая о нём
  2. посредством самомнения он полагает всех существ созданными собой
  3. посредством взглядов он полагает обо всём "всё создано прошлой каммой", "всё создано богом"

полагает [себя] во всём

  1. посредством взглядов он считает себя огромным (подкомм: всё является проявлением личности), а весь мир - пространством для этого себя. подкомм. также говорит, что он считает себя во всём, что во всём есть препятствия для себя (аналогично для других)
  2. посредством жажды и самомнения он испытывает самомнение и привязанность к этому себе

полагает [себя] вне всего (по подкомм.)

  1. посредством взглядов считает, что всё состоит из духа и что он происходит от этого духа
  2. посредством жажды и самомнения он испытывает самомнение и привязанность к этому себе

остальное как в случае земли

Ниббана

1. Mūlapariyāyasuttaṃ

Он распознаёт ниббану как ниббану. Распознавая ниббану как ниббану он полагает о ниббане, полагает [cебя] в ниббане, полагает [себя] вне ниббаны, полагает ниббану своей, восхищается ниббаной.
А по какой причине?
Потому что это не познано им полностью, говорю я.

под ниббаной комментарий предлагает считать 5 видов ниббаны небуддийских философов из ДН 1 (конспект). Согласно им, ниббана в этой жизни достигается когда:

  1. эта личность снабжена пятью связками чувственных удовольствий и наслаждается ими
  2. при вхождении в первую джхану
  3. при вхождении во вторую джхану
  4. при вхождении в третью джхану
  5. при вхождении в четвёртую джхану

подкомм: они считают ниббаной то, когда 5 совокупностей достигли высшего счастья

Полагает о ниббане

  1. посредством жажды он наслаждается этой ниббаной полагая о ней
  2. посредством самомнения он полагает о ниббане, думая что достиг её (= полагает себя в ниббане?)
  3. посредством взглядов он полагает ниббаной то, что ей не является или приписывая ей разные несуществующие качества

Полагает [себя] вне ниббаны

  1. посредством взглядов он считает себя и ниббану различными, при этом себя находящимся в ниббане
  2. посредством жажды и самомнения он испытывает самомнение и привязанность к этому себе

Полагает ниббану своей

Думает "моя ниббана - блажество"