Результат наставления

Опубликовано khantibalo от

1. Mūlapariyāyasuttaṃ

Так сказал Благословенный.
Но те монахи не обрадовались словам Благословенного.

Будда прочитал своё наставление из 8 разделов в каждом из которых 24 подраздела от земли до ниббаны. Он продемонстрировал своё знание всеведения, недоступное кому-либо другому. Однако, несмотря на всё величие и красоту, с которой Будда давал это наставление, монахи не обрадовались ему. Комментарий говорит, что они просто не поняли его. Так и было задумано, поскольку целью, с которой Будда дал это наставление, было рассеять их гордость.

Услышав это наставление, монахи подумали "раньше мы понимали всё, а это объяснение нам не понятно. Будды невообразимы!". С того момента их гордость и самомнение исчезли и они снова стали посещать Будду и слушать его наставления.

Однажды (другие) монахи стали беседовать об этом эпизоде. Будда пришёл к ним и спросил о чём они беседуют. Когда они рассказали ему, Будда сказал, что он не первый раз рассеивает их гордость и привёл историю из прошлого.

Tathāgatavāraaṭṭhamanayavaṇṇanā

Давным-давно в Баранаси жил один известный брахман, знаток трёх вед, сведущий в Итихасах (и прочих науках), знаток признаков великого человека. Он преподавал заклинания пятиста юношам из сословия брахманов.
Эти юноши были умны, они легко и много усваивали, хорошо помнили и усвоенное у них не исчезало из памяти.
У брахмана также не было кулака учителя, он преподавал им все разделы знания как воду наливают в сосуд, говоря: "Эта наука приводит к такому-то благу в этой жизни и следующей".
У тех юношей возникла гордость: "Что наш учитель знает, то и мы знаем, теперь и мы сами можем быть учителями". С того момента они перестали уважать учителя и стали пренебрегать исполнением своих обязанностей.
Поняв это, учитель подумал: "Я рассею их гордость".
Однажды, когда они пришли к нему с визитом, выразили почтение и сели, учитель сказал ученикам: "Любезные, я задам вам загадку. Разгадайте, если можете."
Опьянённые своей учёностью они с нетерпением ответили: "Спрашивайте, учитель, спрашивайте".
Учитель сказал:
"Время проглатывает всех существ вместе с самим собой
Но существо, проглатывающее это время - оно переваривает переваривателя существ.
Разгадайте, любезные, эту загадку."
Они подумали и не узнав [разгадку] замолчали.
Учитель отпустил их со словами: "Любезные, на сегодня достаточно. Ступайте, расскажете разгадку завтра."
Но даже собравшись вдесятером и вдвадцатером они не смогли увидеть ни начала ни конца этой загадки.
Они пришли к учителю и сказали ему: "Мы не понимаем смысл этой загадки".
Чтобы рассеять их гордость, учитель сказал им следующую строфу:
"Много голов с волосами возвышались гордо
Но один мудрец привязал их за шею."
... Услышав это те юноши замолчали, стали стеснительными, с опущенными плечами, опущенным взглядом, ковыряли землю пальцем.
Учитель, увидев как им стыдно, сказал: "Любезные, выслушайте разгадку."
Время - это первая половина дня и вторая половина дня.
Существа - это обозначение живых существ.
Время не пожирает кожу и плоть существ, но истощает жизнь, красоту и силу, сокрушая молодость и разрушая здоровье. Вот так оно проглатывает и пережёвывает.
"Вместе с самим собой": так пожирая их оно не щадит никого, всех пожирает.
Оно не только существ [пожирает], но также пожирает и себя.
Ведь первая половина дня не остаётся, когда приходит вторая.
Со второй частью и прочим то же самое.
Существо, которое проглатывает это время, означает избавившегося от влечений.
Ведь он зовётся проглатывающим время, потому что он исчерпал и прожевал время воссоединения ума в будущем.
"Он переваривает переваривателя существ": именно жажда переваривает существ в мирах страданий. Её [избавившийся от влечений] переварил, сжёг и обратил в пепел огнём знания. Поэтому сказано "переваривает переваривателя существ".
Когда было дано это объяснение эти юноши поняли смысл загадки так ясно как неровные части дороги освещаются ночью тысячью лампад. Они поклялись: "Пока мы живы, будем жить под руководством нашего учителя. Ох уж велики эти учителя! Мы возгордились от большого знания, но не смогли узнать смысл строфы из четырёх строк". Став скромными, они стали выполнять обязанности по отношению к учителю как прежде и им был уготован благой удел.
О монахи, в то время я был их учителем, а эти монахи были брахманскими юношами.
Так и в прошлом я рассеял их гордость, когда они расхаживали переполненные гордостью."

Выслушав эту историю те монахи стали ещё более скромными и стали усерднее стараться в практике своих предметов медитации. В дальнейшем случилась так, что Будда путешествовал и пришёл в Весали, где поселился у святилища Готамаки. Поняв, что способности этих монахов созрели, он зачитал им Готамака сутту (АН 3.126). Когда давалось это наставление, десятитысячная сфера миров затряслась. По окончании его эти монахи достигли архатства с толкующими знаниями. Так наставление о корне выполнило свою задачу.