Как учащемуся следует вести себя в отношении предметов полагания

Опубликовано khantibalo от

1. Mūlapariyāyasuttaṃ

Монахи, тот монах, кто является учащимся, чей ум ещё не достиг цели, кто ещё стремится к непревзойдённой свободе от ига, истинно понимает землю как землю. Истинно понимая землю как землю, ему не должно полагать [себя] землёй, не должно полагать [себя] в земле, не должно полагать [себя] вне земли, не должно полагать землю своей, не должно восхищаться землёй.
А по какой причине?
Чтобы полностью познать её, говорю я.
[Истинно понимая] воду ... огонь... ветер... существ... божеств... Паджапати... брахму... сияющих божеств... божеств всеобщей красоты... божеств великого плода... победителя... сферу безграничного пространства... сферу безграничного сознания... сферу отсутствия чего бы то ни было... сферу ни распознавания ни отсутствия распознавания... увиденное... услышанное... испытанное... познанное... единое...множественное... всё... ниббану как ниббану. Истинно понимая ниббану как ниббану, ему не должно полагать [себя] ниббаной, не должно полагать [себя] в ниббане, не должно полагать [себя] вне ниббаны, не должно полагать ниббану своей, не должно восхищаться ниббаной.
А по какой причине?
Чтобы полностью познать его, говорю я.

Учащийся

Комментарий говорит, что хотя есть несколько определений учащегося, здесь подразумевается тот учащийся, который уже достиг какого-либо благородного плода, но ещё не достиг архатства.

Его свойством является то, что он не освободился от четырёх оков: чувственного желания, жажды [вечно] существующего, неистинных взглядов и неведения.

Истинно понимает землю как землю

Он понимает сущность земли без искажения распознавания, которое присуще простолюдину. Устремляясь к земле он знает о трёх присущих ей характеристиках: непостоянстве, неудовлетворённости и безличности.

Ему не должно полагать [себя] землёй

Объясняя смысл этого, комментарий говорит, что учащийся не является тем, кто полагает о земле (как простолюдин), но также не является тем, кто не полагает (как арахант). У него устранено полагание на основе взглядов, а остальные виды полагания есть, но ослаблены. Подкомментарий говорит, что ему не следует полагать о них также и теми видами полагания, которые остаются.

Чтобы полностью познать её

Предмет полагания должен быть истинно познан им посредством трёх видов полного познания (объяснялось в разделе о простолюдине):

  1. полного познания познанного (виды земли, их характеристика, функция и прочее)
  2. полного познания путём анализа (непостоянное, страдание, безличное и прочее - подкомм.: в отношении присваиваемых совокупностей)
  3. полного познания путём отбрасывания (прекращение желания и страсти к земле благодаря высшему пути - подкомм. надмирскому)