Буддийская доктрина и терминология

Опубликовано khantibalo от
<<Назад
Что такое буддизм традиции Тхеравада?
Оглавление Далее>>
Практика буддизма
Перевод Таблица Оригинал
Буддийская доктрина и терминология

Буддизм – это религия или философия?

Будда называл свои учения Дхамма-виная, то есть "доктрина и дисциплина". Однако уже несколько веков люди пытаются разбить это учение на категории и подогнать его под шаблоны преобладающих культурных, философских или религиозных воззрений. Буддизм – это этическая система, образ жизни, ведущий к особой цели. Он имеет в себе аспекты как религии, так и философии:

Это философия.

Как и большинство философских учений, буддизм пытается особым образом объяснить всю сложность человеческой жизни, указывая, что в основе её лежит некий вселенский порядок. В "Четырёх реальностях для благородных" Будда кратко объясняет наше положение в мире: вот страдание, вот причина страдания, вот прекращение страданий, вот путь, ведущий к прекращению страданий. Учение о камме представляет собой полное и непротиворечивое объяснение природы причины и следствия. И даже буддийская космология, на первый взгляд кажущаяся далёкой от действительности, является логическим продолжением закона каммы. В соответствии с учением Будды, в устройстве мира имеется глубокая и непоколебимая логика.

Это не философия.

В отличие от большинства философских систем, основывающихся на предположениях и выводах для достижения определённых истин, буддизм основывается на прямом рассмотрении переживаемого опыта и совершенствовании особых навыков для обретения прозрения и мудрости. В буддийской практике нет места домыслам. Хотя прослушивание лекций, чтение книг, участие в обсуждениях и религиозных диспутах может играть важную роль в развитии глубокого понимания основных буддийских идей, но сущность буддизма нельзя понять этими способами. Дхамма – это не абстрактная система мышления для услаждения интеллекта, это путь, которым нужно идти. Одна из его целей – это привести практикующего к конечной цели, Ниббане.

Это религия.

В сердце большинства мировых религий лежит некий сверхъестественный идеал, вокруг которого строятся все принципы религиозной доктрины. В буддизме этот идеал – Ниббана, обозначающее состояние прекращения страданий, это достижение полного освобождения, которое существенно отличается от нашего обычного чувственного опыта. Ниббана – это неотъемлемая часть буддизма, путеводная звезда и конечная цель, на которую указывают все учения Будды. Комментарий Поскольку целью является такой возвышенный и далёкий идеал, мы вполне можем называть буддизм религией.

Это не религия.

Существенным отличием буддизма от прочих мировых религий является то, что в нём не фигурирует ни всевышний Создатель или высшее существо, ни Святой Дух или всеведущий любящий Господь, к которому мы должны взывать о спасении.[1] Вместо этого, буддизм призывает нас приобрести мудрость собственными усилиями, то есть развить в самих себе способность различать, какие качества в нас вредны, а какие – хороши и полезны. Необходимо узнать, как воспитать и развить полезные для нас качества и искоренить вредные. Это путь для достижения буддийского совершенства, Ниббаны. Даже сам Будда не может привести вас к достижению этой цели, вы сами должны сделать всё необходимое, чтобы пройти этот путь до конца:

Поэтому, Ананда, будьте сами себе опорой, сами себе прибежищем, не ища внешнего прибежища; опираясь на Дхамму, прибегая к Дхамме, как к прибежищу, не ища другого прибежища.

Махапариниббана сутта - ДН 16

Несмотря на атеистическую природу, буддийская практика требует от последователя некоторого количества веры. Она является не слепой верой, а некритическим восприятием слов Будды, переданных через писания. Это убеждённость (saddhā), появляющаяся от принятия прибежища в Трёх Драгоценностях. Она означает согласие с тем, что если старательно практиковать Дхамму, сможешь обрести все те блага, которые обещал Будда. Комментарий Убеждённость - это начальное принятие учений, которое постоянно подвергается критическому рассмотрению на пути духовной практики, и которое должно уравновешиваться растущей мудростью самого практикующего. Для многих буддистов убеждённость выражается и поддерживается через традиционные практики выражения почтения, например, поклоны перед статуей Будды и декламация древних палийских текстов. Хотя эти действия во многом напоминают ритуалы многих теистических религий, они не являются молитвами или мольбами о спасении к Всевышнему. Это полезные и вдохновляющие жесты смирения и уважения к глубокой ценности и величию Трёх Драгоценностей.

Примечания:

1.В соответствии с буддийской космологией, каждое существо находится на одном из тридцати двух уровней, среди которых находится и наш мир людей. Есть миры, где живут божества с необычными способностями и чрезвычайно тонкими и чистыми телами или даже вообще без тел. Но их пребывание в этом состоянии конечно. Как и все живые существа, боги смертны и перевоплощаются в других мирах в зависимости от своих поступков (каммы). Один из богов по имени Великий Брахма из-за собственных заблуждений и иллюзий ошибочно считает себя всесильным и всеведущим создателем Вселенной (см. Кеватта сутту - ДН 11).

Випассана – это то же самое, что и Тхеравада?

Нет.

Палийское слово "випассана" имеет множество значений. Во-первых, оно означает вспышку освобождающего непосредственного знания, которая знаменует завершение буддийского пути практики. В палийских источниках випассана также означает способность ума отчетливо свидетельствовать развертывающиеся в настоящий момент события. В этом смысле это способность, которую практикующий развивает при помощи разнообразных медитативных приёмов и техник. По мере духовной практики она может привести к порогу, за которым находится достижение освобождающего прозрения. В третьем значении, ставшем особенно популярном на западе последние годы, слово Випассана (с заглавной буквы) означает одно из направлений буддийской медитации - "медитацию прозрения" (vipassanā bhāvanā). Она основана на Наставлении о способах установления памятования (Сатипаттхана сутта - МН 10), где Будда даёт точное описание развития памятования (sati).[3]

Последователи известного движения Випассаны часто говорят о Сатипаттхана сутте как о сущности учений Будды, некоторые даже утверждают, что наставлений, данных в этой сутте, вполне достаточно для достижения освобождающего прозрения. Однако буддизм Тхеравады охватывает тысячи текстов из Палийского канона, в каждом из которых отражается уникальный аспект учения Будды. В Тхераваде, каждая сутта дополняет, отражает и опирается на все остальные. Даже такой важный текст, как Сатипаттхана сутта, считается всего лишь одним из целого ряда разнообразных учений, переданных Буддой.

Хотя многие ученики считают, что нашли всё, что искали, в Випассане, у некоторых возникает постоянное чувство, что чего-то не хватает. Это совсем не удивительно, так как Сатипаттхана сутта была передана группе достаточно продвинутых учеников, которые уже обрели немалый опыт и твёрдую основу в практике Дхаммы.

К счастью, всё недостающее можно найти в Палийском каноне. В каноне мы находим учения Будды о щедрости и нравственности, – тех двух столпах, на которых держится духовная практика. Его учение, посвящённое памятованию о Будде, Дхамме и Сангхе служит для развития убеждённости, которая является мощным подспорьем для продолжения духовной практики, надолго после того, как мы вернулись домой из места уединённой медитации. В каноне мы также находим учение о недостатках чувственных удовольствий, ценности отрешения, о развитии всех элементов Благородного Восьмеричного Пути, включая те, на которые редко обращается внимание во время организованных ритритов по Випассане. Это и "совершенная речь", "совершенные средства к существованию", "совершенное усилие" и "совершенная собранность ума". Даётся и множество других учений.

В Тхераваде, путь к освобождающему прозрению не сводится к одной технике медитации или необходимости постоянного памятования. Путь к постижению полон различных преград, но к счастью, Будда оставил нам разнообразные средства и указал на навыки, которые стоит развивать, чтобы успешно пройти этот путь.

См. также: "Что такое буддизм традиции Тхеравада?"

Примечания:

3. Современное движение Випассаны вышло из традиции Сатипаттхана Випассана, системы медитации из Сатипаттхана сутты. Система была разработана бирманскими монахами в начале 20 века. В 50х годах бирманские учителя Саяджи У Ба Кхин (мирянин, 1899-1971) и Махаси Саядо (монах, 1904-1982) независимо систематизировали и придали им форму, сделав широко доступными для последователей из Южной Азии и стран Запада. Подход к медитации в соответствии с Сатипаттхана Випассаной продолжает набирать широкую популярность среди буддистов-мирян на Западе.

Если после смерти мы перерождаемся, как буддизм объясняет рост населения Земли?

В соответствии с буддийской космологией, когда живое существо [1] умирает, то он или она перерождается в одном из 31 миров, среди которых и мир людей. Увеличение населения Земли означает, что существа из других миров перерождаются в мире людей быстрее, чем люди умирают. Подобным образом, убыль населения означает, что люди перерождаются в других мирах (или вообще покидают Сансару) быстрее, чем другие живые существа перерождаются людьми. Такие сдвиги в численности населения повторяются уже бесчисленное множество раз и в масштабе вселенной не имеют особого значения.

Примечания:

1. Исключение составляет Арахант, полностью постигшее существо. Араханты навсегда вырвались из круга перерождений и после смерти не рождаются вновь.

Если "я" не существует, то кто же достигает постижения? Если "я" не существует, что же перерождается? Если "я" не существует, то почему...?

В Палийском каноне Будда ни разу не утверждает, что "я" не существует. Любой вопрос, начинающийся со слов 'Если "я" не существует..' приводит к ошибке, доводя спрашивающего до бесконечной путаницы в "джунглях взглядов" (Саббасава сутта - МН 2). Лучше не задаваться этими вопросами, что будет способствовать успешному решению более важных вопросов.

Среди буддистов часто упоминается слово "сангха". Что оно означает?

Палийское слово "сангха" дословно означает "группа" или "собрание", но при упоминании в наставлениях Будды, оно относится к одной из двух видов групп: община буддийских монахов или монахинь или община людей, достигших хотя бы первой ступени постижения. Последние несколько десятков лет на Западе появилось новое значение слова "сангха", которое не опирается на буддийские учения. Этим словом нередко называют группу практикующих буддизм или медитацию. Здесь нет ничего страшного, однако зачастую это приводит к ошибочному взгляду на одну из основ учения Будды – обращение за прибежищем к Трём Драгоценностям.

Обращение за прибежищем к Будде, Дхамме и Сангхе[2] является значительным этапом в духовном развитии человека, вступлением на путь буддизма. Оно позволяет развить должное отношение к буддийской практике стимулируя развитие "совершенных взглядов" и служит постоянным напоминанием о цели духовной практики и о средствах, которыми цель достигается. Поэтому, чрезвычайно важно обладать ясным и точным знанием об объектах прибежища, иначе мы пойдём по пути, отличном от того, который имел в виду Будда.

Принимая прибежище в Сангхе, мы сосредоточиваемся на идеальном сообществе Благородных личностей (ariyasaṅgha). В него входят жившие в прошлом и живущие сейчас монахи, монахини и миряне, следовавшие наставлениям Будды и сумевшие хотя бы немного ощутить абсолютное счастье Ниббаны. Комментарий Если это именно то направление, в котором мы сами хотим пойти, то как раз к этим людям мы должны обратиться за прибежищем:

Сообщество учеников Благословенного вступило на хороший путь,
Сообщество учеников Благословенного вступило на прямой путь,
Сообщество учеников Благословенного вступило на верный путь,
сообщество учеников Благословенного вступило на должный путь, а именно четыре пары, восемь типов личностей. Это сообщество учеников Благословенного заслуживает даров, заслуживает гостеприимства, заслуживает подношений, заслуживает почтительного приветствия, несравненное поле заслуг для мира.

(Дутиямаханама сутта - АН 11.12)

Но обращение за прибежищем на этом не заканчивается. Нам также необходимо обратиться за прибежищем к монашеской общине (bhikkhusaṅgha), потому что именно благодаря ей, перенесшей учение через 2600 лет, мы имеем ныне счастье слышать учение. Комментарий Кроме того, живой пример настоящей монашеской общины служит для напоминания нам об огромной ценности щедрости, нравственности и отрешённости. Это также напоминает нам о реальной возможности жить в полном соответствии с каждым аспектом учения Будды. Комментарий В настоящей жизни, конечно, не каждый монах или монахиня живёт в абсолютном соответствии с высокими стандартами поведения, которым учил Будда. По этой причине мы обращаемся за прибежищем к Сангхе как к целому, а не к конкретным её членам. Такова была Сангха, к которой обращаются за прибежищем со времён Будды:

И вот, досточтимый, я иду как к прибежищу, к Благословенному Готаме, и к Дхамме, и к Общине монахов. Комментарий Пусть же Благословенный запомнит меня как мирского последователя, отныне и на всю жизнь нашедшего [здесь] прибежище.

[ДН 2 и др.]

Поэтому именно эти общины людей – ariyasaṅgha и bhikkhusaṅgha, составляющие третью из Драгоценностей, должны стать нашим объектом прибежища, а не расплывчатое общество наших единомышленников, друзей-буддистов и занимающихся с нами медитацией. Какой группе вы окажете доверие?

Прилагая усилия, чтобы устранить это ошибочное понимание, некоторые авторы предложили различные альтернативы слову "сангха" для обозначения буддийских общин и других подобных сообществ практикующих.[4] Но я до сих пор не могу понять, почему здесь мы должны использовать палийские слова? Зачем буддийской общине какое-то особое название? Что мешает называть её просто буддийской общиной или группой практикующих медитацию?

"Сангха" – это важный термин с глубоким смыслом и точным значением. Он означает нечто необыкновенное и прекрасное, способное постоянно напоминать нам о высоких и замечательных возможностях, которые предлагает нам этот Путь. Давайте пользоваться этим словом правильно.

Примечания:

2. Здесь я следую соглашению писать слово "Сангха" с заглавной буквы везде, где имеется в виду третий объект прибежища.

4. Из предлагаемых терминов перечислю два: parisa ("собрание четырёх": монахи, монахини, буддисты-миряне, буддисты-мирянки (независимо от уровня достижения) и gaṇa (организация, собрание, коллектив).

В чём отличие Будды от архата?

Достижение состояния архата и состояния Будды сходны в том смысле, что достигается Бессмертное (Ниббана) наряду с полным и необратимым уничтожением загрязнений (upakkilesa), являющихся причиной страданий (dukkha). Именно Будда самостоятельно открывает Дхамму, а архат применяет его учение на практике и идёт по его пути.

Вот ответ Будды на тот же самый вопрос:

Будда: "В чём разница, в чём различие, в чём отличительный признак между 'постигшим в совершенстве' и монахом, достигшим освобождения мудростью?".

Группа монахов: "Почтенный, для нас учения коренятся в Благословенном, направляются Благословенным, и разрешаются Благословенным. Будет хорошо, если Благословенный сам раскроет смысл этого утверждения. Услышав его от Благословенного, монахи запомнят сказанное."
"Тогда, монахи, слушайте и тщательно внимайте. Я буду говорить."
"Хорошо, почтенный", ответили монахи.
Благословенный сказал: "Именно Татхагата, достойный (архат), постигший в совершенстве, является тем, кто приводит к появлению пути (ранее) непоявившемуся, кто порождает путь (ранее) нерождённый, кто указывает путь (ранее) неуказанный. Он знает путь, он в совершенстве владеет путём, он сведущ в пути. А его ученики сейчас идут по пути и позже станут наделёнными путём. Вот в чём разница, вот в чём различие, вот в чём отличительный признак между постигшим в совершенстве и монахом, достигшим освобождения мудростью.

(Саммасамбудда сутта - СН 22.58)

Кто такой Меттея (Майтрея)? Были ли другие будды [помимо Сакьямуни]? Кто такой "самостоятельно постигший" (Паччекабудда)?

В соответствии с традицией Тхеравады, за бесконечные циклы существования Вселенной приходило множество будд. Каждый раз через огромный период, когда мир вновь покрывает духовная тьма, рождается существо, которое собственными усилиями находит путь к постижению и освобождается раз и навсегда от колеса перерождений, становясь Архатом ("достойным", то есть тем, кто достиг постижения). Если у этого существа недостаточно развиты "десять совершенств" (pāramī), он не способен рассказать о своём открытии другим и поэтому его называют безмолвным или самостоятельно постигшим буддой (паччекабуддой). Если же эти совершенства развиты в полной мере, он способен передать своё знание (sāsana) миру, и его называют просто Буддой.

Некоторые последователи Будды могут стать Архатами, но они – не будды, потому что опирались на Будду в своём пути к постижению. (Всех будд и паччекабудд можно назвать архатами, но не все архаты являются буддами или паччекабуддами.) Неважно, насколько широко распространяется учение, рано или поздно оно приходит в упадок из-за закона изменчивости (anicca) и исчезает из людской памяти. Мир опять погружается в темноту и цикл повторяется заново.

Последним Буддой был урождённый Сиддхаттха Готама в 6 веке до н.э. Именно он имеется в виду, при упоминании имени "Будда".[1]

Следующий Будда будет иметь имя Меттея (на пали), или Майтрея (на санскрите). Ныне он живёт как бодхисатта в мире божеств Тусита. Легенда гласит, что в далёком будущем, когда учение нынешнего Будды Сакьямуни придёт в упадок и будет забыто, он родится как человек и заново откроет "Четыре реальности для благородных" и будет снова учить Благородному Восьмеричному Пути. Хотя он играет важную роль в некоторых традициях буддизма Махаяны, чьи последователи взывают к нему с просьбой удачного перерождения и спасения, в буддизме Тхеравады его роль незначительна. Я думаю, что во всей Типитаке он упоминается только однажды в Чакаватти-Сиханада сутте (ДН 26: Львиный рык миродержца):

[Будда сказал]: "И в то время, когда жизнь людей будет составлять 80 тысяч лет, в мире появится благословенный, достойный, постигший в совершенстве по имени Меттея, обладающий знанием и [нравственным] поведением, достигший блага, знаток мира, несравненный проводник для обучения существ, учитель богов и людей, Благословенный Будда, подобный мне"

В китайском и японском искусстве распространены изображения Майтреи в его прошлой жизни, где он предстаёт в форме смеющегося толстяка. Сейчас подобные скульптуры стали модным украшением садов и парков. Это изображение относится к прошлой жизни Майтреи.

Примечания:

1. В Махападана сутте (ДН 14) и Атанатия сутте (ДН 32) упоминаются имена 6 предыдущих Будд: Випасси, Сикхи, Вессабху, Какусандха, Конагамана и Кассапа. В Исигили сутте (МН 116) перечислен длинный список паччекабудд прошлого.

<<Назад
Что такое буддизм традиции Тхеравада?
Оглавление Далее>>
Практика буддизма

Редакция перевода от 03.03.2017 16:43