Ответ - строфа 2

Опубликовано khantibalo от

4. Kasibhāradvājasuttaṃ

Я сдержан в теле и сдержан в речи, в пище, в животе я обуздан.
Правдой я совершаю прополку, блаженство - моё освобождение.

Я сдержан в теле, сдержан в речи

Тройное благое поведение тела и четырёхчастное благое поведение речи (khantibalo: видимо избегание трёх путей неблаготворных поступков тела и 4 - речи). Этим объясненена нравственность сдержанности согласно патимоккхе.

В пище, в животе я обуздан

Под обузданием в пище объясняется нравственность, состоящая в чистоте средств к существованию (khantibalo: избегание недопустимых средств заработка на жизнь, описанных, например в ДН 2 и приобретение вещей путём поиска).

Под обузданием в животе подразумевается умеренность в еде, знание своих границ в еде. Это соответствует нравственности при использовании принадлежностей (paccayapaṭisevanasīla см. МН 2).

Земледельцы огораживают свои посевы, чтобы домашние и дикие животные не смогли потоптать или съесть растения. Будда с помощью тройной ограды в виде сдержанности в теле, речи и еде, охраняет плоды благих дел от животных страсти и других неблаготворных видов поведения, посеяв семя доверия.

Правдой совершаю прополку

Правда - это отсутствие обмана посредством тела и речи.

Земледельцы удаляют сорняки рукой или серпом. Будда с помощью правдивости выпалывает сорняки лжи, которые портят его урожай благотворного. Либо правда соответствует истине знания, с помощью которой выпалывается распознавание личности и другие искажения распознавания.

Блаженство - моё освобождение

Под блаженством здесь подразумевается плод архатства, который является блаженством благодаря наслаждению прекрасной ниббаной. У земледельцев нет полной свободы от работ - нужно снова приступать к работам вечером, на следующий день или следующий год. Они свободны лишь на какое-то время. Будда же свободен постоянно, потому что вспахивал свою пашню с момента предсказания у ног будды Дипанкары и вплоть до достижения состояния будды под деревом Бодхи. С того момента упряжные животные отпущены и ничто больше не требует запрягать их вновь.