Ответ - строфа 1

Опубликовано khantibalo от 17 марта, 2022 - 13:30

4. Kasibhāradvājasuttaṃ

[Будда:] "Доверие - семя, аскетизм – дождь, мудрость – мой плуг и моё ярмо,
стыд – дышло, ум – гужи, памятование – мой лемех и хлыст.

Комментарий задаётся вопросом - не является ли это примером, когда Будду спросили об одном, а он ответил о другом? Можно вспомнить историю Аджатасатту из ДН 2, где он спрашивает небуддийских учителей о плодах отшельничества, а они вместо этого рассказывают ему свои учения. Комментарий заключает, что связь между вопросом и ответом есть и она состоит в том, что Будда использует земледелие как метафору. Он начинает с семян, потому что они являются основой земледелия. Без семян оно невозможно и земледельцы пашут ровно в том объёме на сколько у них есть семян, чтобы семена не пропадали и не пахать лишнего.

Доверие - семя

Комментарий задаётся вопросом - почему Будда начал с доверия? Ответом будет то, что этот брахман был мудр, однако из-за неистинных взглядов ему не хватало доверия. Будда понимал это, поэтому привёл доверие первым.

Посаженное в землю семя пускает корень и закрепляется в ней, а вверх даёт росток. Аналогично этому доверие пускает корень нравственности и даёт росток успокоения и прозрения.

Набрав с помощью корня воду и вещества земли, семя земледельцев начинает питать стебель, укрепляя его и давая возможность удерживать зёрна. Аналогично этому, доверие усиливается, когда корень нравственности впитывает успокоение и прозрение, и становится возможным с помощью стебля благородного пути удерживать благородный плод.

Закрепившись в хорошей почве семя земледельцев обеспечивает рост всех частей растения, даёт сок и производит колос с многочисленными зёрнами. Аналогично этому, доверие закрепляется в потоке сознания, достигает роста с помощью чистоты нравственности, чистоты взглядов и прочего, даёт сок в виде чистоты знания и видения, порождает плод архатства, увенчанный всевозможными знаниями.

Роль доверия как семени также подчёркивается следующим фрагментом МН 70:

10. Kīṭāgirisuttaṃ

Монахи, я не утверждаю, что знание достигается сразу. Наоборот, достижение знания происходит после последовательного обучения, последователього действия, последовательной практики.
А как же достижение знания происходит после последовательного обучения, последователього действия, последовательной практики?
Здесь (1) тот, в ком возникло доверие приходит (к учителю), (2) придя встречается, (3) встретившись прислушивается, (4) прислушавшись слышит учение, (5) услышав учение запоминает его, (6) запомнив учение он анализирует его смысл, (7) благодаря анализу в нём возникает энтузиазм, (8) когда возник энтузиазм он прилагает усилие, (9) приложив усилие он взвешивает, (10) взвесив он прилагает серьёзное усилие, (11) будучи устремлён к ниббане он лично [телом] испытывает на себе высшую реальность, и с помощью мудрости он видит её, полностью постигнув.

Аскетизм - дождь

Под аскетизмом комментарий предлагает понимать сдерживание способностей чувственного восприятия.

Аналогично тому, как благодаря дождю семя, корень и зерно у земледельцев растут и достигают зрелости, так и у Будды, будучи окроплено дождём сдерживания способностей восприятия, доверие со своим корнем растёт и достигает зрелости, а также факторы, начинающиеся с нравственности.

У земледельцев дождь может пойти, а может не пойти. Если он не пошёл, поле надо поливать. Однако у Будды не бывает, что дождь аскетизма не идёт (khantibalo: т.е. способности чувственного восприятия не охраняются).

Мудрость - мой плуг и моё ярмо

Под мудростью комментарий предлагает понимать мудрость благородного пути вместе с прозрением. Это аналогично плугу и ярму земледельцев.

Во время работы плуга лемехи рассекают сплетения. Во время медитации мудрость вместе с памятованием  помогает рассечь сплетения умственных загрязнений. Мудрость опирается на другие благие качества, прежде всего на нравственность и стыд и не дает уму быть слишком медлительным или чрезмерно усердным. Ярмо аналогично связано с дышлом, гужами и прочим, необходимым для его работы и обеспечивает равномерность движения буйволов.

Стыд - дышло

У земледельцев это деревянная палка, связывающая ярмо и плуг. У Будды стыд связывает мирскую и надмирскую мудрость (ярмо и плуг) и позволяет им работать без колебания и лени. Без мудрости стыд отсутствует. Исследование понятия "стыд" тут не даётся, обычно оно объясняется как отвращение к дурным поступкам.

Ум - гужи

У земледельцев гужи - это верёвки, связывающие дышло с ярмом, ярмо с животными и пахаря с упряжными животными. У Будды роль гужей выполняет собранность ума, она связывает на одном предмете медитации стыд, мудрость и усердие и так собранность выполнила свою задачу.

Памятование - лемех и хлыст

Лемех земледельца идёт спереди и защищает плуг. У Будды памятование направляет внимание на предмет медитации, присматривая за плугом мудрости. С помощью памятования явления становятся знакомыми и именно тогда мудрость может их полностью постичь. Забывчивчивому это не доступно.

Хлыст земледельца не даёт животным лениться и уходить с нужного направления. У Будды памятование указывает животным усердия опасность миров страданий и не даёт им впасть в лень. Оно запрещает им блуждать по связкам чувственных удовольствий, побуждает к практике медитации и удерживает ум от ухода на неправильную дорогу.