Ответ - строфа 1

Опубликовано khantibalo от

4. Kasibhāradvājasuttaṃ

[Будда:] "Доверие - семя, аскетизм – дождь, мудрость – мой плуг и моё ярмо,
стыд – дышло, ум – гужи, памятование – мой лемех и хлыст.

Комментарий задаётся вопросом - не является ли это примером, когда Будду спросили об одном, а он ответил о другом? Можно вспомнить историю Аджатасатту из ДН 2, где он спрашивает небуддийских учителей о плодах отшельничества, а они вместо этого рассказывают ему свои учения. Комментарий заключает, что связь между вопросом и ответом есть и она состоит в том, что Будда использует земледелие как метафору. Он начинает с семян, потому что они являются основой земледелия. Без семян оно невозможно и земледельцы пашут ровно в том объёме на сколько у них есть семян, чтобы семена не пропадали и не пахать лишнего.

Доверие - семя

Комментарий задаётся вопросом - почему Будда начал с доверия? Ответом будет то, что этот брахман был мудр, однако из-за неистинных взглядов ему не хватало доверия. Будда понимал это, поэтому привёл доверие первым.

Посаженное в землю семя пускает корень и закрепляется в ней, а вверх даёт росток. Аналогично этому доверие пускает корень нравственности и даёт росток успокоения и прозрения.

Набрав с помощью корня воду и вещества земли, семя земледельцев начинает питать стебель, укрепляя его и давая возможность удерживать зёрна. Аналогично этому, доверие усиливается, когда корень нравственности впитывает успокоение и прозрение, и становится возможным с помощью стебля благородного пути удерживать благородный плод.

Закрепившись в хорошей почве семя земледельцев обеспечивает рост всех частей растения, даёт сок и производит колос с многочисленными зёрнами. Аналогично этому, доверие закрепляется в потоке сознания, достигает роста с помощью чистоты нравственности, чистоты взглядов и прочего, даёт сок в виде чистоты знания и видения, порождает плод архатства, увенчанный всевозможными знаниями.

Роль доверия как семени также подчёркивается следующим фрагментом МН 70:

10. Kīṭāgirisuttaṃ

Монахи, я не утверждаю, что знание достигается сразу. Наоборот, достижение знания происходит после последовательного обучения, последовательного действия, последовательной практики.
А как же достижение знания происходит после последовательного обучения, последовательного действия, последовательной практики?
Здесь тот, в ком возникло доверие приходит (к учителю), придя находится рядом, находясь рядом прислушивается, прислушавшись слышит Дхамму, услышав Дхамму запоминает учения, запомнив, он анализирует смысл запомненных учений, проанализировав смысл, у него возникает принятие этих учений на основе обдумывания, благодаря принятию этих учений на основе обдумывания в нём возникает энтузиазм, когда возник энтузиазм он прилагает усилие, приложив усилие он взвешивает, взвесив он старается, целеустремлённо стараясь он лично [телом] испытывает на себе высшую реальность, и с помощью мудрости он видит её, полностью постигнув.

Аскетизм - дождь

Под аскетизмом комментарий предлагает понимать сдерживание способностей чувственного восприятия.

Аналогично тому, как благодаря дождю семя, корень и зерно у земледельцев растут и достигают зрелости, так и у Будды, будучи окроплено дождём сдерживания способностей восприятия, доверие со своим корнем растёт и достигает зрелости, а также факторы, начинающиеся с нравственности.

У земледельцев дождь может пойти, а может не пойти. Если он не пошёл, поле надо поливать. Однако у Будды не бывает, что дождь аскетизма не идёт (khantibalo: т.е. способности чувственного восприятия не охраняются).

Мудрость - мой плуг и моё ярмо

Под мудростью комментарий предлагает понимать мудрость благородного пути вместе с прозрением. Это аналогично плугу и ярму земледельцев.

Во время работы плуга лемехи рассекают сплетения. Во время медитации мудрость вместе с памятованием  помогает рассечь сплетения умственных загрязнений. Мудрость опирается на другие благие качества, прежде всего на нравственность и стыд и не дает уму быть слишком медлительным или чрезмерно усердным. Ярмо аналогично связано с дышлом, гужами и прочим, необходимым для его работы и обеспечивает равномерность движения буйволов.

Стыд - дышло

У земледельцев это деревянная палка, связывающая ярмо и плуг. У Будды стыд связывает мирскую и надмирскую мудрость (ярмо и плуг) и позволяет им работать без колебания и лени. Без мудрости стыд отсутствует. Исследование понятия "стыд" тут не даётся, обычно оно объясняется как отвращение к дурным поступкам.

Ум - гужи

У земледельцев гужи - это верёвки, связывающие дышло с ярмом, ярмо с животными и пахаря с упряжными животными. У Будды роль гужей выполняет собранность ума, она связывает на одном предмете медитации стыд, мудрость и усердие и так собранность выполнила свою задачу.

Памятование - лемех и хлыст

Лемех земледельца идёт спереди и защищает плуг. У Будды памятование направляет внимание на предмет медитации, присматривая за плугом мудрости. С помощью памятования явления становятся знакомыми и именно тогда мудрость может их полностью постичь. Забывчивому это не доступно.

Хлыст земледельца не даёт животным лениться и уходить с нужного направления. У Будды памятование указывает животным усердия опасность миров страданий и не даёт им впасть в лень. Оно запрещает им блуждать по связкам чувственных удовольствий, побуждает к практике медитации и удерживает ум от ухода на неправильную дорогу.