Обусловленное возникновение

Опубликовано khantibalo от 4 августа, 2020 - 09:54

Это наставление Будды строится вокруг двух фраз "это обусловленное возникновение глубоко" и "из-за незнания его это поколение стало подобно спутанному мотку". Сначала Будда показывает глубину обусловленного возникновения, упомянутую в первой фразе.

Paṭiccasamuppādo

 

Будда объясняет что нужно отвечать, если спросят о существовании условия старости и смерти и если оно существует, то какое оно.
Комментарий говорит, что в ответ на этот вопрос мудрый человек не должен молчать или говорить, что Будда этого не объяснил. Следует дать категорический ответ "да, условие существует". Если просят привести это условие, то нужно сказать о рождении как условии старости и смерти.
По такому же принципу следует отвечать на вопросы об остальных звеньях.

Здесь есть особенность в объяснении условия соприкосновения. Обычно условием соприкосновения являются шесть сфер чувств и они обуславливают шесть видов соприкосновения. Но здесь Будда хочет показать особые обусловленно возникшие виды соприкосновения, вне зависимости от того, включаются ли они во фразу "шесть сфер обуславливают соприкосновение" и также он хочет показать другое условие для соприкосновения и поэтому говорит "умственно-материальное обуславливает соприкосновение". Подкомментарий здесь говорит, что когда в формуле О.В. приводятся 6 сфер чувств, подразумеваются только внутренние сферы чувств (способности восприятия), но вообще-то предметы, порождающие зрительные образы, а также зрительное сознание также являются здесь условиями.

Факторы обусловленного возникновения в его классическом 12-звенном объяснении разбираются в 17 главе Висуддхимагги - конспект.

Будда заканчивает объяснение словами "Таково возникновение всей этой массы страданий.", после чего переходит к диалогу с Анандой.

Paṭiccasamuppādo

 

"Бывание обуславливает рождение"
Есть два вида бывания - бывание как процесс перерождения и бывание как каммический процесс. Именно второе является условием рождения как способствующее условие. Бывание как процесс перождения также является условием рождения, но не главным. Каммический процесс ялветяся главным условием.

"привязанность обуславливает бывание"
Все виды бывания обуславливает привязанность к чувственным удовольствиям.

"ощущение обуславливает жажду"
На этот момент Будда показал предыдущую жажду, ставшую корнем цикла. На этом он делает отступление, отходя от традиционной последовательности и объясняя девятью понятиями жажду с захваченностью.
Эти девять понятий можно разделить на жажду обретения, из-за которой существа ходят по трудным дорогам в поисках богатства и жажду собственническую, когда искомую вещь удалось заполучить.

"поиск" - поиск образов (предметов), звуков и прочего
"принятие решений" здесь состоит в том, что получив что-либо человек оценивает как желательное или нежелательное, красивое или уродливое и решает "столько на образы, столько на звуки и т.п." (видимо если получены деньги), столько-то мне, столько-то другим, это потрачу, это сохраню.
"Желание и страсть" из-за неблаготворных мыслей возникает слабая ("желание") и сильная "страсть" к обдумываемому предмету.
"пристрастие" - это сильное убеждение с мыслями о себе и своём
"собственничество" - овладение посредством жажды и взглядов
"жадность" - нежелание делиться с другими
"оберегание" - охрана путём закрывания двери, помещения в сейф и т.п.

Paṭiccasamuppādo

 

Здесь Будда отслеживает жажду с захваченностью в противоположном направлении и показывает, что поиск обусловлен жаждой. Эта жажда бывает трёх видов: жажда чувственных удовольствий, жажда якобы вечно существующего и жажда якобы полностью уничтожающегося. Два последних вида жажды сопровождаются взглядом о существовании чего-то вечного и полного уничтожения соответственно.

Paṭiccasamuppādo

 

Здесь Будда говорит, что эти два явления соединяются в ощущении. Под этими двумя явлениями понимаются 2 вида жажды: жажда, являющаяся корнем цикла (та, что приводит по цепи к старости и смерти) жажда с захваченностью, приводящая к ссорам и прочему. Условием обоих видов жажды явлется ощущение.

Paṭiccasamuppādo

 

114: умственно-материальное обуславливает соприкосновение:
В сутте описывается два вида соприкосновения: соприкосновение обозначения и соприкосновение воздействия.

Задаётся вопрос о возможности появления в материальном теле соприкосновения обозначения при отсутствии признаков умственного тела.

Под умственным телом здесь здесь подразумеваются 4 умственные совокупности: ощущение, распознавание, умственные конструкции и сознание. Им соответствует переживание, распознавание, воление, познание. При отсутствии этого будет ли обнаруживаться соприкосновение обозначения в материальном теле? Соприкосновение обозначения является синонимом соприкосновения рассудка, происходящего во вратах рассудка и опорой которого являются четыре умственные совокупности. Ананда отвечает отрицательно на вопрос о возможности возникновения соприкосновения рассудка только на основании материального тела, подобно тому как следует отвергнуть возможность появления плода манго на дереве "джамболан" при отсутствии манговых деревьев.
При отсутствии причины следствие никогда не возникает по другой причине, не подходящей для его возникновения.

Далее задаётся вопрос о возможности появления в умственном теле соприкосновения воздействия при отсутствии признаков, описывающих материальное тело.

Признаком, описывающим материальное тело является деформация. Соприкосновение воздействия - это соприкосновение, чьей опорой является совокупность воздействия тела.
Воздействием здесь является воздействие предмета чувств на способность чувственного восприятия.
И здесь Ананда отвечает отрицательно, отвергая возможность возникновения соприкосновения воздействия через одно умственное тело. Метафора: ожидание появления плодов джамболана от манговых деревьев при отсутствии джамболана.

Наконец, задаётся вопрос о возможности обоих видов соприкосновения при отсутствии признаков умственного и материального тела. Метафора: невозможность ожидать плодов манго или джамболана из пустого пространства.

Наконец, Будда спрашивает и Ананда подтверждает, что при отсутствии признаков умственно-материального соприкосновение не обнаруживается.
Умственно-материальное в шести вратах чувств является условием для соприкосновения: врата зрения и образы (образное, тела) являются материальным, а связанные с соприкосновением совокупности являются умственным. С остальными вратами чувств то же самое. Даже при соприкосновении рассудка во вратах рассудка участвует сердечная основа и материальные предметы, а также умственные составляющие.

Paṭiccasamuppādo

 

"Если сознание не снизойдёт в чрево матери,"
Речь о моменте ума воссодинения. Так сказано, чтобы показать, что первое появление сознания является условием для умственно-материального. Хотя воссоединение описывается как снисхождение в чрево матери снаружи, эта фраза описывает первое появление совокупностей согласно условиям.

"Если, после снисхождения в чрево сознание покинет его"
Комментарий и подкомментарий подробно разбирают моменты ума с момента зачатия.
Речь о случае, когда каммически возникшие материальные явления (и только они), возникающие вместе с сознанием (моментом ума) воссодинения, не могут предоставить условие для семнадцатого момента ума жизненного континуума. В этом случае поток не продолжается и это называется покиданием. Другие материальные явления, такие как порождённые температурой, здесь не участвуют.
Сознание является условием, когда происходит воссоединение в чреве матери и для всей остальной жизни.
Сознание является условием для умственно-материального подобно тому, как правитель говорит своим придворным: "кто сделал тебя наместником, а тебя военачальником? Не я ли? Если бы вы сами могли стать наместником или военачальником, мы бы тогда узнали сколь вы сильны". Также и сознание является предвестником умственно-материального, воссодиняясь в чреве матери.
"Сознание является условием" отвергает личность/душу, постулируемую небуддийскими учителями, равно как и бога творца.

"умственно-материальное является условием для сознания"
Приводится метафора: "когда придворные правителя, пытаясь обуздать его, говорят: "Кто сделал тебя правителем? Разве не мы? Если бы ты мог стать правителем сам по себе, без нас, которые занимали должность наместника или военачальника, мы посмотрели бы каким правителем ты бы стал"
Так и умственно-материальное может сказать сознанию "Кто сделал тебя сознанием воссоединения? Разве не мы? Если бы ты могло стать сознанием воссоединения без помощи других трёх умственных совокупностей и сердечной основы, мы посмотрели бы каким сознанием воссоединения ты бы стало"

Paṭiccasamuppādo

 

"Благодаря лишь этому можно родиться..."
Когда сознание является условием для умственно-материального, когда умственно-материальное является условием сознания, когда они обуславливают друг друга, именно благодаря этому можно родиться... умереть и возродиться и можно обнаружить повторяющуюся смерть и воссоединение ума.
Весь цикл санасары работает благодаря лишь этому - пяти совокупностям (здесь называемым сознанием и умственно-материальным), функционирующим, опираясь друг на друга.
"Благодаря лишь этому" исключает возможность рождения другим способом, типа наличия у личности свойства исполнителя или посредством бога-творца и т.п.

"Благодаря лишь этому есть путь (способ) для обозначения, путь для языка,  путь для описания"
Эти понятия - обозначение и прочее, относятся к совокупностям, которые стали основой для обозначения, языка и описания.

"Благодаря лишь этому есть сфера для мудрости и т.д."
"Сфера для мудрости" - это то, что можно охватить мудростью, что можно познать.  "состояние существования" означает 5 совокупностей.
Смысл здесь в том, что пять совокупностей также обнаруживаются благодаря лишь этому, благодаря тому что умственно-материальное и сознание функционируют, обуславливая друг друга.