Это наставление Будды строится вокруг двух фраз "это обусловленное возникновение глубоко" и "из-за незнания его это поколение стало подобно спутанному мотку". Сначала Будда показывает глубину обусловленного возникновения, упомянутую в первой фразе.
Если спросят: "Есть ли наблюдаемое условие для старости и смерти?", следует ответить "есть".
Если спросят: "От чего в качестве условия [возникает] старость и смерть?", следует ответить: "От рождения в качестве условия [возникает] старость и смерть".
Если спросят: "Есть ли наблюдаемое условие для рождения?", следует ответить "есть".
Если спросят: "От чего в качестве условия [возникает] рождение?" следует ответить "От пребывания в качестве условия [возникает] рождение".
Если спросят: "Есть ли наблюдаемое условие для пребывания?", следует ответить "есть".
Если спросят: "От чего в качестве условия [возникает] пребывание?", следует ответить: "От привязанности в качестве условия [возникает] пребывание".
Если спросят: "Есть ли наблюдаемое условие для привязанности?", следует ответить "есть".
Если спросят: "От чего в качестве условия [возникает] привязанность?", следует ответить: "От жажды в качестве условия [возникает] привязанность".
Если спросят: "Есть ли наблюдаемое условие для жажды?", следует ответить "есть".
Если спросят: "От чего в качестве условия [возникает] жажда?", следует ответить: "От ощущения в качестве условия [возникает] жажда".
Если спросят: "Есть ли наблюдаемое условие для ощущения?", следует ответить "есть".
Если спросят: "От чего в качестве условия [возникает] ощущение?", следует ответить: "От соприкосновения в качестве условия [возникает] ощущение".
Если спросят: "Есть ли наблюдаемое условие для соприкосновения?", следует ответить "есть".
Если спросят: "От чего в качестве условия [возникает] соприкосновение?", следует ответить: "От умственно-телесного в качестве условия [возникает] соприкосновение".
Если спросят: "Есть ли наблюдаемое условие для умственно-телесного?", следует ответить "есть".
Если спросят: "От чего в качестве условия [возникает] умственно-телесное?", следует ответить: "От сознания в качестве условия [возникает] умственно-телесное".
Если спросят: "Есть ли наблюдаемое условие для сознания?", следует ответить "есть".
Если спросят: "От чего в качестве условия [возникает] сознание?", следует ответить: "От умственно-телесного в качестве условия [возникает] сознание".
Так, Ананда, с сознанием в качестве условия - умственно-телесное, с умственно-телесным в качестве условия - сознание, с умственно-телесным в качестве условия - соприкосновение, с соприкосновением в качестве условия - ощущение, с ощущением в качестве условия - жажда, с жаждой в качестве условия - привязанность, с привязанностью в качестве условия - пребывание, с пребыванием в качестве условия - рождение, с рождением в качестве условия возникают старость, смерть, печаль, плач, [физическая] боль, умственные муки, отчаяние
Таково возникновение всей этой массы страданий.
Будда объясняет что нужно отвечать, если спросят о существовании условия старости и смерти и если оно существует, то какое оно.
Комментарий говорит, что в ответ на этот вопрос мудрый человек не должен молчать или говорить, что Будда этого не объяснил. Следует дать категорический ответ "да, условие существует". Если просят привести это условие, то нужно сказать о рождении как условии старости и смерти.
По такому же принципу следует отвечать на вопросы об остальных звеньях.
Здесь есть особенность в объяснении условия соприкосновения. Обычно условием соприкосновения являются шесть сфер чувств и они обуславливают шесть видов соприкосновения. Но здесь Будда хочет показать особые обусловленно возникшие виды соприкосновения, вне зависимости от того, включаются ли они во фразу "шесть сфер обуславливают соприкосновение" и также он хочет показать другое условие для соприкосновения и поэтому говорит "умственно-материальное обуславливает соприкосновение". Подкомментарий здесь говорит, что когда в формуле О.В. приводятся 6 сфер чувств, подразумеваются только внутренние сферы чувств (способности восприятия), но вообще-то предметы, порождающие зрительные образы, а также зрительное сознание также являются здесь условиями.
Факторы обусловленного возникновения в его классическом 12-звенном объяснении разбираются в 17 главе Висуддхимагги - конспект.
Будда заканчивает объяснение словами "Таково возникновение всей этой массы страданий.", после чего переходит к диалогу с Анандой.
"Рождение обуславливает старость и смерть", - так было сказано. И таков способ, которым можно понять как рождение обуславливает старость и смерть.
Если бы рождения не было вообще, никоим образом, никем ни в каком месте, а именно божества в состоянии божеств, гандхаббы в состоянии гандхаббов, яккхи в состоянии яккхов, существа в состоянии существ, люди в состоянии людей, четвероногие в состоянии четвероногих, птицы в состоянии птиц, змеи в состоянии змей, то ни там ни где-либо ещё не было бы рождения существ в том состоянии.
При повсеместном отсутствии рождения, при условии прекращения рождения возможно ли будет обнаружить старость и смерть?"
"Конечно нет, почтенный."
"Следовательно, такова причина, такова обусловленность, таково происхождение, таково условие старости и смерти, а именно рождение."
"Бывание обуславливает рождение", - так было сказано. И таков способ, которым можно понять как бывание обуславливает рождение.
Если бы бывания не было вообще, никоим образом, никем ни в каком месте, а именно бывание в мире страсти, бывание в мире тонких тел, бывание в бестелесном мире - при повсеместном отсутствии бывания, при условии прекращения бывания возможно ли будет обнаружить рождение?"
"Конечно нет, почтенный."
"Следовательно, такова причина, такова обусловленность, таково происхождение, таково условие рождения, а именно бывание."
"Привязанность обуславливает бывание", - так было сказано. И таков способ, которым можно понять как привязанность обуславливает бывание.
Если бы привязанности не было вообще, никоим образом, ни к чему нигде, а именно: привязанность к чувственным удовольствиям, привязанность к образам действия и обетам, привязанность к взглядам, привязанность к теориям о личности - при повсеместном отсутствии привязанности, при условии прекращения привязанности возможно ли будет обнаружить бывание?"
"Конечно нет, почтенный."
"Следовательно, такова причина, такова обусловленность, таково происхождение, таково условие бывания, а именно привязанность.
"Жажда обуславливает привязанность", - так было сказано. И таков способ, которым можно понять как жажда обуславливает привязанность.
Если бы жажды не было вообще, никоим образом, ни к чему нигде, а именно: жажда образного, жажда звуков, жажда запахов, жажда вкусов, жажда осязаемых предметов, жажда познаваемых явлений - при повсеместном отсутствии жажды возможно ли будет обнаружить привязанность?"
"Конечно нет, почтенный."
"Следовательно, такова причина, такова обусловленность, таково происхождение, таково условие привязанности, а именно жажда."
"Ощущение обуславливает жажду", - так было сказано. И таков способ, которым можно понять как ощущение обуславливает жажду.
Если бы ощущения не было вообще, никоим образом, никакого нигде, а именно: ощущение, вызванное соприкосновением зрения, ощущение, вызванное соприкосновением слуха, ощущение, вызванное соприкосновением обоняния, ощущение, вызванное соприкосновением чувства вкуса, ощущение, вызванное соприкосновением осязания, ощущение, вызванное соприкосновением рассудка - при повсеместном отсутствии соприкосновения возможно ли будет обнаружить жажду?"
"Конечно нет, почтенный."
"Следовательно, такова причина, такова обусловленность, таково происхождение, таково условие жажды, а именно ощущение.
Так, Ананда, жажда зависит от ощущения, поиск зависит от жажды, приобретение зависит от поиска, принятие решений зависит от приобретения, желание и страсть зависят от принятия решений, пристрастие зависит от желания и страсти, собственничество зависит от пристрастия, жадность зависит от собственничества, оберегание зависит от жадности.
Благодаря обереганию возникают различные дурные и неблаготворные виды поведения: взятие в руки дубин и оружий, конфликты, ссоры и размолвки, оскорбления, клевета и ложь.
"Бывание обуславливает рождение"
Есть два вида бывания - бывание как процесс перерождения и бывание как каммический процесс. Именно второе является условием рождения как способствующее условие. Бывание как процесс перождения также является условием рождения, но не главным. Каммический процесс является главным условием.
"привязанность обуславливает бывание"
Все виды бывания обуславливает привязанность к чувственным удовольствиям.
"ощущение обуславливает жажду"
На этот момент Будда показал предыдущую жажду, ставшую корнем цикла. На этом он делает отступление, отходя от традиционной последовательности и объясняя девятью понятиями жажду с захваченностью.
Эти девять понятий можно разделить на жажду обретения, из-за которой существа ходят по трудным дорогам в поисках богатства и жажду собственническую, когда искомую вещь удалось заполучить.
"поиск" - поиск образов (предметов), звуков и прочего
"принятие решений" здесь состоит в том, что получив что-либо человек оценивает как желательное или нежелательное, красивое или уродливое и решает "столько на образы, столько на звуки и т.п." (видимо если получены деньги), столько-то мне, столько-то другим, это потрачу, это сохраню.
"Желание и страсть" из-за неблаготворных мыслей возникает слабая ("желание") и сильная "страсть" к обдумываемому предмету.
"пристрастие" - это сильное убеждение с мыслями о себе и своём
"собственничество" - овладение посредством жажды и взглядов
"жадность" - нежелание делиться с другими
"оберегание" - охрана путём закрывания двери, помещения в сейф и т.п.
"Благодаря обереганию возникают различные дурные и неблаготворные виды поведения: взятие в руки дубин и оружий, конфликты, ссоры и размолвки, оскорбления, клевета и ложь." - так было сказано. И таков способ, которым можно понять как возникают различные дурные и неблаготворные виды поведения: взятие в руки дубин и оружий, конфликты, ссоры и размолвки, оскорбления, клевета и ложь.
Если бы оберегания не было вообще, никоим образом, никакого нигде, при повсеместном отсутствии оберегания возникли бы различные дурные и неблаготворные виды поведения: взятие в руки дубин и оружий, конфликты, ссоры и размолвки, оскорбления, клевета и ложь?"
"Конечно нет, почтенный."
"Следовательно, такова причина, такова обусловленность, таково происхождение, таково условие различных дурных и неблаготворных видов поведения: взятиеяв руки дубин и оружий, конфликтов, ссор и размолвок, оскорблений, клеветы и лжи, а именно оберегание.
"Оберегание зависит от жадности" - так было сказано. И таков способ, которым можно понять как оберегание зависит от жадности.
Если бы жадности не было вообще, никоим образом, никакого нигде, при повсеместном отсутствии жадности возможно ли будет обнаружить оберегание?"
"Конечно нет, почтенный."
"Следовательно, такова причина, такова обусловленность, таково происхождение, таково условие оберегания, а именно жадность.
"Жадность зависит от собственничества" - так было сказано. И таков способ, которым можно понять как жадность зависит от собственничества.
Если бы собственничества не было вообще, никоим образом, никакого нигде, при повсеместном отсутствии собственничества возможно ли будет обнаружить жадность?"
"Конечно нет, почтенный."
"Следовательно, такова причина, такова обусловленность, таково происхождение, таково условие жадности, а именно собственничество.
"Собственничество зависит от пристрастия" - так было сказано. И таков способ, которым можно понять как собственничество зависит от пристрастия.
Если бы пристрастия не было вообще, никоим образом, никакого нигде, при повсеместном отсутствии пристрастия возможно ли будет обнаружить собственничество?"
"Конечно нет, почтенный."
"Следовательно, такова причина, такова обусловленность, таково происхождение, таково условие собственничества, а именно пристрастие.
"Пристрастие зависит от желания и страсти" - так было сказано. И таков способ, которым можно понять как пристрастие зависит от желания и страсти.
Если бы желания и страсти не было вообще, никоим образом, никакого нигде, при повсеместном отсутствии желания и страсти возможно ли будет обнаружить пристрастие?"
"Конечно нет, почтенный."
"Следовательно, такова причина, такова обусловленность, таково происхождение, таково условие пристрастия, а именно желание и страсть.
"Желание и страсть зависят от принятия решений" - так было сказано. И таков способ, которым можно понять как желание и страсть зависят от принятия решений.
Если бы принятия решений не было вообще, никоим образом, никакого нигде, при повсеместном отсутствии принятия решений возможно ли будет обнаружить желание и страсть?"
"Конечно нет, почтенный."
"Следовательно, такова причина, такова обусловленность, таково происхождение, таково условие желания и страсти, а именно принятие решений.
"Принятие решений зависит от приобретения" - так было сказано. И таков способ, которым можно понять как принятие решений зависит от приобретения.
Если бы приобретения не было вообще, никоим образом, никакого нигде, при повсеместном отсутствии приобретения возможно ли будет обнаружить принятие решений?"
"Конечно нет, почтенный."
"Следовательно, такова причина, такова обусловленность, таково происхождение, таково условие принятия решений, а именно приобретение.
"Приобретение зависит от поиска" - так было сказано. И таков способ, которым можно понять как приобретение зависит от поиска.
Если бы поиска не было вообще, никоим образом, никакого нигде, при повсеместном отсутствии поиска возможно ли будет обнаружить приобретение?"
"Конечно нет, почтенный."
"Следовательно, такова причина, такова обусловленность, таково происхождение, таково условие приобретения, а именно поиск.
"Поиск зависит от жажды"- так было сказано. И таков способ, которым можно понять как поиск зависит от жажды.
Если бы жажды не было вообще, никоим образом, никакой нигде, а именно жажды чувственных удовольствий, жажды якобы вечно существующего или жажды якобы полностью уничтожающегося, при повсеместном отсутствии жажды возможно ли будет обнаружить поиск?"
"Конечно нет, почтенный."
"Следовательно, такова причина, такова обусловленность, таково происхождение, таково условие поиска, а именно жажда.
Здесь Будда отслеживает жажду с захваченностью в противоположном направлении и показывает, что поиск обусловлен жаждой. Эта жажда бывает трёх видов: жажда чувственных удовольствий, жажда якобы вечно существующего и жажда якобы полностью уничтожающегося. Два последних вида жажды сопровождаются взглядом о существовании чего-то вечного и полного уничтожения соответственно.
Так, Ананда, эти два явления, будучи двумя, объединяются в одно в ощущении.
Здесь Будда говорит, что эти два явления соединяются в ощущении. Под этими двумя явлениями понимаются 2 вида жажды: жажда, являющаяся корнем цикла (та, что приводит по цепи к старости и смерти) жажда с захваченностью, приводящая к ссорам и прочему. Условием обоих видов жажды явлется ощущение.
"Соприкосновение обуславливает ощущение", - так было сказано. И таков способ, которым можно понять как соприкосновение обуславливает ощущение.
Если бы соприкосновения не было вообще, никоим образом, никакого нигде, а именно: соприкосновение зрения, соприкосновение слуха, соприкосновение обоняния, соприкосновение чувства вкуса, соприкосновение осязания, соприкосновение рассудка - при повсеместном отсутствии соприкосновения возможно ли будет обнаружить ощущение?"
"Конечно нет, почтенный."
"Следовательно, такова причина, такова обусловленность, таково происхождение, таково условие ощущения, а именно соприкосновение."
"Умственно-телесное обуславливает соприкосновение", - так было сказано. И таков способ, которым можно понять как умственно-телесное обуславливает соприкосновение.
Если бы те качества, черты, признаки и указатели, посредством которых есть описание умственного тела полностью отсутствовали, возможно ли будет обнаружить соприкосновение обозначения в материальном теле?"
"Конечно нет, почтенный."
Если бы те качества, черты, признаки и указатели, посредством которых есть описание материального тела полностью отсутствовали, возможно ли будет обнаружить соприкосновение воздействия в умственном теле?"
"Конечно нет, почтенный."
"Если бы те качества, черты, признаки и указатели, посредством которых есть описание умственного тела и материального тела полностью отсутствовали, возможно ли будет обнаружить соприкосновение обозначения и соприкосновение воздействия?"
"Конечно нет, почтенный."
"Если бы те качества, черты, признаки и указатели, посредством которых есть описание умственно-телесного полностью отсутствовали, возможно ли будет обнаружить соприкосновение?"
"Конечно нет, почтенный."
"Следовательно, такова причина, такова обусловленность, таково происхождение, таково условие соприкосновения, а именно умственно-телесное."
"Сознание обуславливает умственно-телесное", - так было сказано. И таков способ, которым можно понять как сознание обуславливает умственно-телесное.
114: умственно-материальное обуславливает соприкосновение:
В сутте описывается два вида соприкосновения: соприкосновение обозначения и соприкосновение воздействия.
Задаётся вопрос о возможности появления в материальном теле соприкосновения обозначения при отсутствии признаков умственного тела.
Под умственным телом здесь здесь подразумеваются 4 умственные совокупности: ощущение, распознавание, умственные конструкции и сознание. Им соответствует переживание, распознавание, воление, познание. При отсутствии этого будет ли обнаруживаться соприкосновение обозначения в материальном теле? Соприкосновение обозначения является синонимом соприкосновения рассудка, происходящего во вратах рассудка и опорой которого являются четыре умственные совокупности. Ананда отвечает отрицательно на вопрос о возможности возникновения соприкосновения рассудка только на основании материального тела, подобно тому как следует отвергнуть возможность появления плода манго на дереве "джамболан" при отсутствии манговых деревьев.
При отсутствии причины следствие никогда не возникает по другой причине, не подходящей для его возникновения.
Далее задаётся вопрос о возможности появления в умственном теле соприкосновения воздействия при отсутствии признаков, описывающих материальное тело.
Признаком, описывающим материальное тело является деформация. Соприкосновение воздействия - это соприкосновение, чьей опорой является совокупность воздействия тела.
Воздействием здесь является воздействие предмета чувств на способность чувственного восприятия.
И здесь Ананда отвечает отрицательно, отвергая возможность возникновения соприкосновения воздействия через одно умственное тело. Метафора: ожидание появления плодов джамболана от манговых деревьев при отсутствии джамболана.
Наконец, задаётся вопрос о возможности обоих видов соприкосновения при отсутствии признаков умственного и материального тела. Метафора: невозможность ожидать плодов манго или джамболана из пустого пространства.
Наконец, Будда спрашивает и Ананда подтверждает, что при отсутствии признаков умственно-материального соприкосновение не обнаруживается.
Умственно-материальное в шести вратах чувств является условием для соприкосновения: врата зрения и образы (образное, тела) являются материальным, а связанные с соприкосновением совокупности являются умственным. С остальными вратами чувств то же самое. Даже при соприкосновении рассудка во вратах рассудка участвует сердечная основа и материальные предметы, а также умственные составляющие.
Если сознание не снизойдёт в чрево матери, обретёт ли умственно-телесное определённую форму в чреве?"
"Конечно нет, почтенный"
"Если, после снисхождения в чрево сознание покинет его, сформируется ли умственно-телесное для этого мира?"
"Конечно нет, почтенный"
"Если сознание маленького мальчика или девочки будет отсечено, достигнет ли умственно-телесное роста, изобилия и зрелости?"
"Конечно нет, почтенный"
"Следовательно, такова причина, такова обусловленность, таково происхождение, таково условие умственно-телесного, а именно сознание."
"Умственно-телесное обуславливает сознание" - так было сказано. И таков способ понять как умственно-телесное обуславливает сознание.
Если сознание не закрепится в умственно-телесном, можно ли будет обнаружить появление рождения, старости, смерти и страдания в будущем?"
"Нет, почтенный"
"Следовательно, такова причина, такова обусловленность, таково происхождение, таково условие сознания, а именно умственно-телесное."
"Если сознание не снизойдёт в чрево матери,"
Речь о моменте ума воссодинения. Так сказано, чтобы показать, что первое появление сознания является условием для умственно-материального. Хотя воссоединение описывается как снисхождение в чрево матери снаружи, эта фраза описывает первое появление совокупностей согласно условиям.
"Если, после снисхождения в чрево сознание покинет его"
Комментарий и подкомментарий подробно разбирают моменты ума с момента зачатия.
Речь о случае, когда каммически возникшие материальные явления (и только они), возникающие вместе с сознанием (моментом ума) воссодинения, не могут предоставить условие для семнадцатого момента ума жизненного континуума. В этом случае поток не продолжается и это называется покиданием. Другие материальные явления, такие как порождённые температурой, здесь не участвуют.
Сознание является условием, когда происходит воссоединение в чреве матери и для всей остальной жизни.
Сознание является условием для умственно-материального подобно тому, как правитель говорит своим придворным: "кто сделал тебя наместником, а тебя военачальником? Не я ли? Если бы вы сами могли стать наместником или военачальником, мы бы тогда узнали сколь вы сильны". Также и сознание является предвестником умственно-материального, воссодиняясь в чреве матери.
"Сознание является условием" отвергает личность/душу, постулируемую небуддийскими учителями, равно как и бога творца.
"умственно-материальное является условием для сознания"
Приводится метафора: "когда придворные правителя, пытаясь обуздать его, говорят: "Кто сделал тебя правителем? Разве не мы? Если бы ты мог стать правителем сам по себе, без нас, которые занимали должность наместника или военачальника, мы посмотрели бы каким правителем ты бы стал"
Так и умственно-материальное может сказать сознанию "Кто сделал тебя сознанием воссоединения? Разве не мы? Если бы ты могло стать сознанием воссоединения без помощи других трёх умственных совокупностей и сердечной основы, мы посмотрели бы каким сознанием воссоединения ты бы стало"
Благодаря лишь этому можно родиться, постареть, умереть, уйти и возродиться.
Благодаря лишь этому есть путь для обозначения, путь для языка, путь для описания, благодаря лишь этому есть сфера для мудрости, благодаря этому цикл функционирует для описания этого состояния существования, а именно когда существует умственно-телесное вместе с сознанием.
"Благодаря лишь этому можно родиться..."
Когда сознание является условием для умственно-материального, когда умственно-материальное является условием сознания, когда они обуславливают друг друга, именно благодаря этому можно родиться... умереть и возродиться и можно обнаружить повторяющуюся смерть и воссоединение ума.
Весь цикл санасары работает благодаря лишь этому - пяти совокупностям (здесь называемым сознанием и умственно-материальным), функционирующим, опираясь друг на друга.
"Благодаря лишь этому" исключает возможность рождения другим способом, типа наличия у личности свойства исполнителя или посредством бога-творца и т.п.
"Благодаря лишь этому есть путь (способ) для обозначения, путь для языка, путь для описания"
Эти понятия - обозначение и прочее, относятся к совокупностям, которые стали основой для обозначения, языка и описания.
"Благодаря лишь этому есть сфера для мудрости и т.д."
"Сфера для мудрости" - это то, что можно охватить мудростью, что можно познать. "состояние существования" означает 5 совокупностей.
Смысл здесь в том, что пять совокупностей также обнаруживаются благодаря лишь этому, благодаря тому что умственно-материальное и сознание функционируют, обуславливая друг друга.
- Оставить комментарий
- 62 просмотра