Положения о себе

Опубликовано khantibalo от 4 августа, 2020 - 09:57

Attasamanupassanā

 

Те, кто описывают себя, описывают его посредством взглядов и их понимание возникает потому что они не отбросили убеждение в самоотождествлении с его 20 вариантами. Оно и 20 вариантов будут здесь показаны.

"Полагает ощущение собой"
Этим объясняется убеждение в самоотождествлении, основанное на совокупности ощущений.

"Являющееся мной не испытывает ощущений"
Это убеждение в самоотождествлении, основанное на совокупности тел. Являющеся мной также не имеет способности распознавания и других умственных функций.

"Являющееся мной ощущает, оно подвергается ощущениям"
Это убеждение в самоотождествлении, основанное на совокупности распознавания, умственных конструкций и сознания. Эти совокупности ощущают, потому что они связаны с ощущением. Сторонник этого взгляда отрицает два вышеперечисленных.

Attasamanupassanā

 

Здесь Будда показывает ошибки этих философов.

1. Ошибка того, кто полагает ощущение собой
Будда говорит о непостоянстве, обусловленности и подверженности прекращению трёх видов ощущений.
Когда философ считает ощущение собой, из того, что ощущение (одного из 3 видов) возникает и исчезает, следует, что он сам возникает и исчезает.

Может быть 2 варианта - он считает собой один из 3 видов ощущений либо считает собой ощущение вообще.
В первом случае он считает собой то, что уже сейчас непостоянно, смесь удовольствия и страдания, подвержено возникновению и исчезновению.
Во втором случае он считает собой некую смесь, которая подвержена возникновению и исчезновению. Он принимает взгляд о непостоянном себе и возникновении нескольких ощущений в один момент, но недопустимо считать собой нечто непостоянное и одновременно несколько ощущений не возникают. Поэтому Будда и говорит, что считать ощущение собой неприемлемо.

2. Ошибка того, кто не полагает ощущение собой, полагая себя не испытывающим ощущений
Будда предлагает спросить: "Где ничего не ощущается - может ли возникнуть идея "я есть?"
Речь чисто о совокупности тел. Смысл в том, может ли концепция "я есть" появиться в лишённом ощущений чисто материальном предмете, как в веере или оконной раме? Поскольку совокупность тел не встаёт и не говорит "я есть", нельзя утверждать, что являющееся мной не испытытывает ощущений.

3. Ошибка того, кто не полагает ощущение собой, полагая себя испытывающим ощущения
"при полном отсутствии ощущений может ли возникнуть идея "я есть"?
Смысл в том, что среди трёх совокупностей, подверженных ощущению, если ощущение исчезнет, найдётся ли что-то, о чём можно сказать "я это"? Или "когда эти совокупности прекратились с прекращением ощущения могут ли возникнуть понятия "я есть" "я это"? Дост. Ананда отвергает это как невозможное.

До настоящего момента был объяснён цикл под заглавием взглядов. Философ, сочтя собой приятное ощущение и прочее, посредством теорий о личности и концепций о "моём" понимает их ошибочно. В результате он вращается в сансаре, блуждая от одного рождения в другое. Тем самым показан большой вред ошибочных взглядов.

Attasamanupassanā

 

"когда монах не полагает ощущение собой"
Здесь Будда описывает прекращение цикла. В этом описании речь о практикующем, занимающемся практикой установления памятования. Такой монах не считает ощущение или что-либо другое собой, потому что он прошёлся по всем явлениям с помощью исследовательского знания и определил все пять совокупностей как изменчивые, мучительные и безличные.
Он ничто в мире не присваивает в том смысле, что какие-бы ни были явления среди совокупностей и прочего он не присваивает их, считая собой или принадлежащими себе.
Такой монах не колеблется под действием жажды, взглядов или самомнения.

Attasamanupassanā

 

Здесь разбирается вопрос о том, может ли освобождённый монах придерживаться взглядов тетралеммы о существовании Татхагаты после смерти.
Комментарий говорит, что за то, что он не придерживается ни одного из взглядов тетралеммы, ему могут предъявить, что он ничего не знает. Будда объясняет почему это не так.