История происхождения

Опубликовано khantibalo от

Paṭiccasamuppādo

Так я слышал. Однажды Благословенный проживал среди куру. У народа куру был город под названием Каммасадхамма [где он проживал].
Однажды почтенный Ананда подошёл к Благословенному, подойдя и выразив почтение, он сел в одной стороне от Благословенного.
Сидя в одной стороне от него почтенный Ананда сказал Благословенному: "Это необычайно, почтенный, это невероятно, почтенный!
Сколь глубоко это обусловленное возникновение и сколь глубоким выглядит, и в то же время оно кажется мне ясным как что-то ясное".
[Будда:]"Не говори так, Ананда, не говори так.
Это обусловленное возникновение, Ананда, глубоко и выглядит глубоким.
Из-за непонимания и непостижения этого явления эти люди подобны спутанному мотку, перепутанному клубку, переплетённым травинкам и тростинкам, и не выходят за пределы низких миров, дурных уделов, миров страданий, круга перерождений.

"Почтенный Ананда пришёл к Благословенному"
Комментарий объясняет,  что почтенный Ананда пришёл к Благословенному вечером с целью задать вопрос об обусловленности. В тот день он сходил за подаянием, вернувшись, выполнил обязанности по отношению к Учителю. Затем он вошёл в свою келью и сел для занятия медитацией. Он вошёл в состояние плода вхождения в поток и вышел из него в заранее заданное время. После этого он направил ум к принципу обусловленности. Он исследовал его от начала до конца, с конца к началу и с середины до обоих краёв. В результате принцип обусловленности стал ему совершенно ясен, о чём он и говорит.
Затем он подумал: "Все будды говорят, что этот принцип глубок и выглядит глубоким, но мне, ученику с ограниченным достижением, он кажется ясным и очевидным. Это только у меня или у всех?". Тогда он решил обратиться с этим вопросом к Благословенному, будучи уверен, что он воспользуется этим вопросом для преподавания учения. 

Данная тема входит в число особых тем, при объяснении которых голос Будды является особым и также эта тема является одной из труднейших для объяснения.

"Это обусловленное возникновение глубоко и выглядит глубоким"
Комментарий приводит примеры различных водоёмов - одни мелкие, но выглядят глубокими, они глубокие, но выглядят мелкими и т.д. Но с обусловленным возникновением не так. Его можно описать только словами "глубоко и выглядит глубоким". Несмотря на это дост. Ананда говорит, что для него оно ясно (мелко). Задав свой вопрос, демонстрируя удивление, он сел и замолк.

"Не говори так, Ананда"
Услышав такое заявление Благословенный подумал: "Ананда говорит, что тема, относящаяся к сфере будд для него ясна. Это подобно попытке достать рукой до высшего уровня бытия, подобно попытке пересечь море без корабля и т.п. Я объясню ему всю глубину". И сказал "Не говори так, Ананда".
Подкомментарий говорит, что хотя все, кто постигли 4 реальности обладают постижением обусловленного возникновения, ученики и паччекабудды обладают лишь ограниченным его знанием, в то время как постигшие в совершенстве будды обладают безграничным знанием. Поэтому сказано, что оно относится к сфере будд.

Согласно комментарию, словами "не говори так" Будда хвалит Ананду "У тебя большая мудрость и чистое знание, поэтому обусловленное возникновение кажется тебе ясным. Но для других его нельзя описать как ясное, оно глубокое и выглядит глубоким".
Чтобы проиллюстрировать это в комментарии приводятся красочные метафоры.
Одна из них такая. Как борец, в течение 6 месяцев откормленный питательной пищей и тренировавшийся с камнем, когда ему показали такой камень по дороге на праздник, без труда смог поднять и швырнуть его, что не могли сделать другие. Так и Ананда, сделавший 100 000 циклов назад устремление стать личным помощником Будды у ног будды Падумуттары, обладал огромной мудростью и для него обусловленное возникновение казалось ясным. Но для других это не так.
Кроме того, почтенный Ананда долго обучался, слушал, задавал вопросы и запоминал.
Также почтенный Ананда был вошедшим в поток, для вошедших в поток обусловленное возникновение выглядит ясным.
И также почтенный Ананда был лучшим из прекрасно обученных, а для прекрасно обученных ясно разделение умственного и телесного.
Таковы 4 основания по которым Ананда так заявил.

Подкомментарий добавляет, что для вошедших в поток принцип "всё, что имеет свойство возникновения, имеет свойство прекращения" является предметом непосредственного личного познания.

Далее разбирается вопрос глубины обусловленного возникновения.
Даётся 4 причины.
1. Глубина смысла состоит в глубине смысла того, как одно явление порождает и поддерживает другое. Одно из пониманий в подкомментарии такое: нет старости и смерти, которое бы не возникло через рождение, как-то другим способом.
2. Глубина явлений состоит в глубоком смысле того, что одно является условием другого. Подкомментарий говорит, что речь о способе и этапе, когда оно становится условием другого.
3. Глубина учения - в некоторых наставлениях оно объясняется от начала к концу, в некоторых от конца к началу, в некоторых от середины к началу, к концу или в обе стороны. По разным основаниям требуется преподавать его разными способами.
4. Глубина постижения. Смысл неведения как не знания, не видения и не постижения реальностей является глубоким. Аналогично в отношении других факторов.
Сущность этих явлений, благодаря которым они сами постигаются через характеристики, является глубокой.

Вся глубина обусловленного возникновения (4-частная, но на самом деле имеющая обширное деление) выглядела ясной для почтенного Ананды.

Согласно комментарию, слова "не говори так" были сказаны с тем смыслом, что раз они тебе так ясны, что же ты не стал вошедшим в поток самостоятельно, а не путём практики метода, преподанного мной? Что же ты не достиг однократного возвращения... невозвращения... архатства? Что же ты не развил совершенства для достижения состояния главных учеников, состояния паччекабудды или постигшего в совершенстве будды? Узри свою ошибку! Обладая ограниченным знанием ты говоришь о глубочайшем принципе "он кажется мне ясным". Это твоё утверждение противоречит объяснению будд. Недолжно говорить вещи, противоречащие объяснению будд. Я развивал совершенства 4 неисчислимых 100 000 циклов и земля не содрогнулась даже когда я победил полчища Мары, а только на рассвете, когда я постиг обусловленное возникновение.

"Из-за непонимания и не постижения этого феномена эти люди подобны спутанному мотку" и т.п.

Существа натыкаются на принцип обусловленности и только запутываются, будучи неспособны разобраться в нём. Упустив из виду срединный путь они попадают в крайности взглядов о вечном и о полном уничтожении.

Хотя человек может своими силами распутать запутанный клубок, существа помимо постигших в совершенстве будд и паччекабудд, не могут без посторонней помощи разобраться в принципе обусловленности.
Натыкаясь на условия и будучи неспособны разобраться в них, существа запутываются в узлах 62 взглядов. Они полагают обуславливающие явления неизменными, счастьем и собой/своими, в то время как их природа является прямо противоположной.

Все те, кто опирается на взгляды, не могут разобраться в принципе обусловленности. Не оставив свои взгляды о неизменности и прочем, они не могут исправить взгляды об условиях и запутываются в узлах догматических убеждений.

Не имея возможности разобраться в принципе обусловленности, это поколение не может выйти за пределы сансары с её дурными уделами. Приводится строфа, в которой сансара определяется как непрерывная последовательность совокупностей, первоэлементов и сфер чувств. Это поколение движется от смерти к возрождению и от возрождения к смерти.