Семь обителей сознания

Опубликовано khantibalo от 4 августа, 2020 - 09:58

Тот человек, который не описывает себя, со временем становится "освобождённым обоими способами". Речь о монахе, который закрепился в практике успокоения и переходит к практике прозрения.

Тот, кто "не полагает о себе" со временем становится "освобождённым мудростью".  Средством этого монаха является [только] практика прозрения.
Следующие разделы приводятся чтобы показать результаты и названия монахов этих двух видов.

Satta viññāṇaṭṭhiti

 

В этом разделе описываются семь обителей сознания и две сферы, чтобы исчерпывающим образом описать круг, в котором блуждают существа.
"различаются в теле"
Различия в телах образуются благодаря сознанию воссоединения в конкретном виде существ и накоплению каммы, приведшей к рождению в нём.

"божества первой джханы"
Это свита Брахмы (живут 1/3 цикла), министры Брахмы (1/2 цикла) и великие Брахмы (1 цикл). Перерождение зависит от степени мастерства в первой джхане - от простого достижения до полного мастерства.
Они имеют различные тела (чем выше уровень, тем круче), но распознавание у них одинаково посредством 1 джханы.

"сияющие божества"
Здесь тоже 3 уровня брахм в зависимости от развития 2 и 3 джханы по 5-ступенчатой схеме. Живут 2 цикла - 4 цикла - 8 циклов. Их распознавание разное, потому что у некоторых сознание воссоединения без помысла, но с оценкой, а у некоторых без помысла и без оценки.

"божества красоты"
Здесь тоже 3 уровня брахм в зависимости от развития 4 джханы по 5 ступенчатой схеме. Живут 16-32-64 цикла. У них одинаковые тела и также одинаковое распознавание, относящееся к 4 джхане, выступающей сознанием воссоединения. Сюда же включаются божества великого плода.

Божества чистых земель появляются только когда появляются будды и не включаются в обители сознания.

Существа, не имеющие способности распознавания и сферы ни распознавания ни отсутствия распознавания включаются только в 2 сферы, а не в 7 обителей сознания, потому что сознание слишком тонкое.

Satta viññāṇaṭṭhiti

 

"Если некто понимает первую обитель"
Он понимает его возникновение "через возникновение неведения возникает тело" и т.д. и понимает прекращение "с прекращением неведения тело исчезает".
Он понимает его усладу "удовольствие и радость, возникающее благодаря телу ... сознанию является усладой сознания"
Он понимает его изъян "Это тело... сознание изменчиво, мучительно, подвержено изменению, это изъян сознания"
Он понимает освобождение от него "Устранение желания и страсти по отношению к телу... сознанию - это освобождение от сознания"

"Если он понимает всё это, надлежит ли ему искать наслаждение в них?"
Надлежит ли этому монаху искать наслаждение в этой обители сознания как "я" или "моё" посредством жажды, самомнения или взглядов?

"Освобождён мудростью"
Он достиг будущего невозникновения умственного и материального тела, он освобождён исключительно силой мудрости, не осуществив восемь освобождений.
Этот тип делится на 5: практикующий исключительно прозрение и достигший архатства, закрепившись в одной из 4 джхан (тонкоматериального мира).