Восемь освобождений

Опубликовано khantibalo от 4 августа, 2020 - 09:59

Для монаха первого вида результат получается благодаря полному пониманию 7 обителей сознания, поэтому он освобождён мудростью. Другой же освобождён обоими способами.

Aṭṭha vimokkhā

Ананда, это восемь освобождений.
Каковы эти восемь?
Обладая (тонко)материальным он видит тела, – таково первое освобождение.
Без распознавания внутренней материи он видит внешние тела, – таково второе освобождение.
Он настраивается только на красивое, – таково третье освобождение.
Полностью выйдя за пределы распознавания материи, избавившись от распознавания раздражения, не обращая внимания на распознавание многообразия, думая "пространство безгранично" он входит и пребывает в сфере безграничного пространства, – таково четвертое освобождение.
Полностью выйдя за пределы сферы безграничного пространства, думая "сознание безгранично", он входит и пребывает в сфере безграничного сознания, – таково пятое освобождение.
Полностью выйдя за пределы сферы безграничного сознания, думая "ничего нет", он входит и пребывает в сфере отсутствия чего бы то ни было, – таково шестое освобождение.
Полностью выйдя за пределы сферы отсутствия чего бы то ни было, он входит и пребывает в сфере ни-распознавания-ни-отсутствия-распознавания, – таково седьмое освобождение.
Полностью выйдя за пределы сферы ни-распознавания-ни-отсутствия-распознавания, он входит и пребывает в состоянии прекращения распознавания и ощущения – таково восьмое освобождение.
Таковы, Ананда, восемь освобождений.
Ананда, когда монах достигает этих восьми освобождений в прямом порядке, в обратном порядке, в прямом и обратном порядке, когда он достигает и выходит из них когда пожелает, каким хочет способом на столько на сколько хочет
и когда с прекращением влечений он здесь и сейчас входит и пребывает в освобождении разума, в освобождении мудростью, осуществив его для себя собственным знанием, он называется монахом, освобождённым обоими способами.
И нет другого освобождения обоими способами, которое было бы прекраснее и возвышеннее, чем это.
Так сказал Благословенный.
Радостный, почтенный Ананда восхитился сказанным Благословенным.
Закочено второе [в главе] большое наставление об обусловленности.

Эти восемь освобождений являются освобождениями в том смысле, что развитие джхан тонкоматериального мира приводит к подавлению умственных загрязнений, а также путём наслаждения предметом без ограничений, без схватывания. Некоторые из них объясняются в комментарии:

7. Mahāsakuludāyisuttavaṇṇanā
"Обладая (тонко)материальным видит материальное": здесь во внутренних волосах головы и прочем благодаря касине синего и прочих порождённая поглощённость тонкоматериального мира называется (тонкой) материей, благодаря их существованию он обладает (тонко)материальным.
"Видит внешние материальные предметы": с помощью зрения поглощённости видит касины синего и прочие как материальное.
Этим объяснены четыре состояния поглощённости тонкоматериального мира в касинах во внешних и внутренних предметах.
"Без распознавания внутренней материи": внутренне не распознаёт материю, смысл в том, что во внутренних волосах головы и прочем не возникли состояния поглощённости тонкоматериального мира.
Объясняется, что с помощью этого выполнив предварительную работу были порождены состояния поглощённости тонкоматериального мира только на внешнем.
"Настраивается на красивое": этим объясняются хорошо очищенные состояния поглощённости на синей касине и прочих касинах цветов.
Здесь во время поглощённости нет мысли "красивое", но тот, кто делает опорой хорошо очищенную касину красоты (красивую касину) и пребывает в этом состоянии, тот, поскольку его приходится называть "настраивается на красивое", поэтому так ведётся наставление.
Но в Патисамбхидамагге сказано: "что такое освобождение "настраивается на красивое"?
Здесь монах с умом, наполненным дружелюбием, пребывает, распространив на одно направление ... благодаря развитию дружелюбия существа перестают быть отвратительными.
с умом, наполненным состраданием, с умом, наполненным сопереживающей радостью, с умом, наполненным безмятежным наблюдением пребывает, распространив на одно направление ... благодаря развитию безмятежного наблюдения существа перестают быть отвратительными.
Таково освобождение "настраивается на красивое"".

Монах, входящий в эти достижения в прямом порядке и т.п. освобождён обоими способами: благодаря нематериальным достижениям он освобождён от материального тела, благодаря пути он освобождён от умственного тела. Он освобождён путём подавления с помощью нематериальных джхан и устранению умственных загрязнений с помощью пути.

Освобождённые двумя способами бывают 5 видов: достигшие архатства после выхода одного из нематериальных достижений (4) и невозвращающийся, достигший архатства, выйдя из состояния прекращения. Лучшим из этих освобождений является то, когда умственный континуум хорошо подготовлен путём вхождения в 8 достижений в прямом и обратном порядке, затем взяв за основу восьмое достижение развивает прозрение и достигает благородного пути.