<<Назад Практика бескорыстного жертвования |
Оглавление |
Далее>> Жертвование от чистого сердца |
Перевод | Таблица | Оригинал |
Бескорыстное жертвование в палийском каноне
Автор: Lily de Silva
В Палийском Каноне бескорыстное жертвование (dāna) восхваляется как значительная добродетель. Она фактически считается началом пути к освобождению. Когда Будда проповедует первый раз пришедшему к нему человеку, он начинает последовательное изложение своего учения с объяснения достоинств бескорыстного жертвования. Из четырёх основ совершения благих поступков, щедрость идёт первой, после чего следуют нравственность и развитие ума (Пуньякирияваттху сутта, АН 8.4.6). Жертвование также является первым из десяти совершенств, которые развивал Будда. Поэтому, на пути к освобождению, достигаемому в состоянии архата или будды, нужно сперва начать именно эту практику.
Функция бескорыстного жертвования
Жертвование имеет первоочередную важность в буддийской системе очищения ума, потому что оно является наилучшим оружием против алчности (lobha) - первого из трёх "корней порока". Алчность тесно связана с эгоизмом, потому что мы считаем свою личность и собственность "мною" и "моим". Бескорыстное жертвование помогает растопить эгоизм, оно является противоядием для излечения болезни эгоизма и алчности. В Маччари сутте (СН 1.32) говорится: "Поэтому, освободитесь от скупости и совершайте подношения, преодолев этот порок". 223 строфа Дхаммапады учит нас преодолевать скупость при помощи щедрости.
Достаточно трудно совершать подношения в том объёме, который был бы пропорционален интенсивности нашей алчности и эгоизма. В Садху Сутте (СН 1.33) бескорыстное жертвование сравнивается с битвой. Человеку приходится бороться с вражескими силами алчности, перед тем, как он принимает решение отдать что-то дорогое и нужное себе самому. Латукикопама сутта (МН 66) повествует о человеке со слабой силой воли, которому трудно расстаться с вещью, к которой он привык. Маленькая куропатка может погибнуть, даже если она запуталась в бесполезной гнилой лиане. Хотя лиана слаба, для маленькой птицы она является значительным препятствием. Но для мощного слона даже металлическая цепь не является серьёзным препятствием. Подобно этому, бедному и слабохарактерному человеку будет трудно расстаться со своим жалким имуществом, но король, обладающий большой силой воли, узнав о том, насколько алчность опасна, может отдать всё своё королевство.
Скупость - не единственное препятствие бескорыстному жертвованию. Беспечность, незнание принципа кармы и перерождения, являются столь же большими препятствиями, говорится в Маччари сутте. Человек, знающий о преимуществах жертвования, будет старательно использовать возможности для практики этой великой добродетели. В Дана сутте (Итивуттака 26) Будда говорит, что если бы люди знали ценность жертвования, как знает он, они бы делились с другими едой при каждом приёме пищи.
Качества дарителя
В суттах (напр. в Кутаданта сутте, ДН 5) используется множество терминов для описания качеств дарителя. Он обладает убеждённостью (saddhā), он убеждён в благородстве добродетельной жизни, в учении о карме и перерождении. Он верит в возможность нравственного и духовного совершенствования человека. Короче говоря, этот человек - не материалист, он уверен в Будде, Дхамме и Сангхе. Он не просто даритель, а властитель даров. В комментариях термин "властитель даров" объясняется так: "Тот, кто сам наслаждается приятными вещами, но жертвует то, что неприятно, является рабом своих даров. Тот, кто даёт вещи такого же качества, что использует для себя, является другом даров. Тот, кто доволен тем, что получает, но даёт другим превосходные дары, является властителем, руководителем и повелителем даваемого".
Даритель также описывается как человек, дом которого открыт для нуждающихся. Он подобен колодцу, из которого могут испить отшельники, брахманы, нуждающиеся, путешественники, бродяги и нищие. Будучи столь щедрым, человек совершает благие поступки. Он чрезвычайно щедр и заинтересован поделиться своим благополучием с другими. Он - филантроп, понимающий все трудности, с которыми приходится сталкиваться бедным. Он - великодушный и готов удовлетворить просьбу другого. Он из тех, к кому можно обратиться с просьбой. Он радуется при совершении подарков нуждающимся и в его сердце есть внутренняя склонность к таким поступкам. Таковы эпитеты, используемые в суттах для описания качеств щедрого человека.
Благородный даритель счастлив до, во время и после совершения подношений (Чхалангадана сутта, АН 6.4.7). До самого акта жертвования он счастлив, предвкушая возможность проявить свою щедрость. Совершая подношение, он счастлив от того, что делает счастливым другого, удовлетворяя его потребность. По окончании этого поступка он доволен тем, что совершил благое дело. В Дутияхаттхака сутте (АН 8.3.4) щедрость упоминается как одно из важных качеств добродетельного человека. В Андха сутте (АН 3.3.9) сутте Будда сравнивает человека, праведно зарабатывающего на жизнь и оказывающему помощь нуждающимся из своего заработка с тем, кто имеет оба глаза, а того, кто зарабатывает, но не делится, с одноглазым человеком. В Парабхава сутте (СНп 1.6), сказано, что иметь большое богатство и наслаждаться им, ни с кем не делясь, является потерей.
Пожертвования
Практически всё нужное человеку может быть подарено. В Ниддесе перечислено 14 предметов, которые подходят для пожертвования. Это одежда, пища как подаяние, места для жилья, лекарства и другие предметы для лечения болезней, еда, напитки, ткань, средства передвижения, гирлянды, духИ, благовония, постельные принадлежности, дома и лампы. Для практики бескорыстного жертвования необязательно обладать большим имуществом. Человек может подносить то, что в пределах его возможностей. Дар, совершаемый из своего собственного скудного имущества считается очень ценным (см. Дхаммапада, 224). Если человек живёт праведной жизнью, даже если ему с трудом удаётся жить за счёт собирательства, если он содержит семью на то, что имеет, но при этом находит возможность совершать пожертвования из своих скудных запасов, это считается более ценным, чем тысяча жертвоприношений (Маччари сутта, СН 1.32). В ряде сутт (напр. Ина сутта, АН 6.5.3 и др.) Будда восхваляет совершение подношений из честно заработанного имущества. Он говорит, что поступающий так мирянин удачлив в этом мире и в следующих жизнях. В Магха сутте (СНп 3.5) Будда одобряет слова, сказанные Магхой, о том, что он честно зарабатывает на жизнь и щедро жертвует нуждающимся из своего заработка.
Даже если человек даёт совсем немного, но в его сердце присутствует убеждённость, он испытает счастье в будущем. В книге "Виманаваттху" приводятся яркие примеры. В части 2.3 этой книги содержится рассказ о том, как подношение небольшой пригоршни риса, совершённое с большой приверженностью выдающемуся архату, принесло свой плод в форме перерождения в великолепном доме в небесном мире. В Даккхинавибханга сутте (МН 142) говорится, что подношение становится чистым со стороны дарителя, если даритель праведный, со стороны получателя, если получатель праведный, со стороны дарителя и получателя, если оба они праведны, и с ничьей стороны, если оба неправедны. В 354 строфе Дхаммапады сказано, что дар учения Будды (Дхамма) превосходит все другие дары.
В Абхисанда сутте (АН 8.4.9) упоминается пять величайших даров, высоко почитаемых благородными людьми с древних времён. Их ценность не подвергалась сомнению в прошлом, не подвергается сомнению в настоящем, и не будет подвергаться сомнению в будущем. Мудрые отшельники и брахманы уважают их в наибольшей степени. Эти пять пожертвований представляют собой тщательное соблюдение Пяти Правил. Поступая так, человек даёт бесстрашие, любовь и доброжелательность всем существам. Если один человек может дать другим безопасность и свободу от страха, следуя нравственному поведению, это высшая форма пожертвования, которую он может совершить не только в отношении людей, но и всех живых существ.
Получатель пожертвований
В суттах также рассказывается о людях, которым нужно совершать подношения (см. Дананисамса сутту, АН 5.4.5). Там сказано, что к гостям, путешественникам и больным нужно относиться с гостеприимством и заботой. Во время голода должно уделяться особое внимание нуждающимся. Праведные люди должны первыми получать свежесобранные плоды. В суттах часто повторяется фраза, описывающая тех, кто особенно нуждается в щедрости со стороны общества (см. Кутаданта сутту, ДН 5 и др.). В число таких людей входят отшельники, брахманы, бедняки, путешественники, бродяги и нищие. Отшельники и брахманы - это религиозные личности, которые сами не зарабатывают себе на жизнь. Они предоставляют мирянам руководство в духовных вопросах, а мирянам следует заботиться об их материальном благополучии. Бедняки нуждаются в помощи о стороны богатых, чтобы выжить, а богатые становятся духовно богаче, помогая им. Во времена, когда транспортная инфраструктура была неразвита и необходимые путешественникам удобства [гостиницы и т.п.] отсутствовали в достаточном количестве, население само должно было принять нужные меры для помощи находящимся в пути. Оказывать помощь всем перечисленным видам людей считается в буддизме моральной обязанностью человека.
В Дутияагги сутте (АН 7.5.4) Будда использует параллели с жертвоприношением, описывая три вида огня, которые нужно тщательно и заботливо поддерживать. Это огонь почитания (āhuneyyaggi), огонь домохозяина (gahapataggi) и огонь щедрости (dakkhiṇeyyaggi). Будда сказал, что огонь почитания означает заботу и уважение к своим родителям. Огонь домохозяина означает должное отношение к своей семье, работникам и находящимся на вашем содержании. Огонь щедрости относится к религиозным личностям, которые или уже достигли ступени архата или встали на путь обучения для уничтожения пороков ума. За всеми этими видами огней следует заботиться и присматривать как за жертвенным огнём. В Махамангала сутте (СНп 2.4) говорится, что гостеприимство по отношению к родственникам является одним из наиболее благоприятных поступков, который может совершить мирянин.
Однажды король Косалы спросил у Будды, кому следует совершать подношения (Иссатта сутта, СН 3.24). Будда ответил, то совершать их стоит тем людям, подавая которым человек становится счастливым. На это король задал другой вопрос: "Жертвование каким людям приносит наибольший плод?". Будда разделил это на два отдельных вопроса и ответил, что дары, совершаемые добродетельным людям, приносят большие плоды. Затем он дал более подробное объяснение, сказав, что наибольший плод приносят подношения тем отшельникам, которые уничтожили пять помех (nivāraṇa), развили нравственность, сосредоточение, мудрость, освобождение и знание и видение освобождения.
В Яджамана сутте (СН 11.16) Сакка задал Будде тот же самый вопрос: подношения каким личностям приносят наибольший плод? Будда ответил, что дары Сангхе приносят большое благо жертвователю. Будда даёт дополнительное объяснение, что под словом "Сангха" он понимает общину тех праведных личностей, которые вступили на путь и сами укрепились в плоде святости, обладая нравственностью, сосредоточением и мудростью. Здесь важно отметить, что в соответствии с правилами Винаи Сангха означает группу монахов в количестве, необходимом для совершения определённых процедур. Но в суттах слово "Сангха" означает четыре пары или по отдельности восемь типов личностей, а именно, идущие к вхождению в поток, к однократному возвращению, к невозвращению, к состоянию архата и те, кто достигли соответствующих плодов.
В Магха сутте (СНп 3.5) даётся подробное описание качеств архата, которому следует совершать подношения, если человек хочет накопить заслуги. В Дэвахита сутте (СН 7.13) говорится, что наибольшие результаты дают подношения тем людям, кто помнит свои прошлые жизни, кто познал небесные миры и ад, кто положил конец перерождениям и достиг высшего знания. Поэтому Сангха, состоящая из нравственно чистых, достойных личностей, как они описываются в суттах, представляет собой "поле заслуг" (Амбалаттхикарахуловада сутта, МН 61). Подобно семенам, посеянным на плодородных и хорошо увлажняемых полях, подношения, совершаемые добродетельным людям, укрепившимся в Благородном Восьмеричном Пути, дают обильные всходы (Кхетта сутта, АН 8.4.4 и др). В 356, 357 и 359 строфах Дхаммапады сказано, что, подобно тому, как у полей есть пороки в виде сорняков, так и у людей есть пороки в виде алчности, ненависти и неведения. Подношения уничтожившим эти пороки, приносят наибольшие плоды. Результат бескорыстного жертвования в большей степени зависит от качества "поля заслуг", олицетворяемого получателем, и в меньшей степени размерами и ценностью даров.
В Велама сутте (АН 9.2.10) описывается обширное подношение, совершённое Бодхисаттвой, когда он родился брахманом по имени Велама. Щедрые дары серебра, золота, слонов, коров, колесниц и другого, не говоря уже о пище, напитках и одежде, раздавались всем, кто приходил за ними. Но эти обильные пожертвования не принесли столь больших заслуг, потому что отсутствовали достойные получатели. Сказано, что накормить одного человека с правильным пониманием, вошедшего в поток, даст больше заслуг, чем те огромные пожертвования, совершённые Веламой. Считается, что лучше накормить одного возвращающегося однажды, чем сто вошедших в поток. Далее идут невозвращающиеся, архаты, самостоятельно пробудившиеся (паччекабудды) и постигшие в совершенстве будды. Преподнести пищу Будде и его Сангхе приносит больше заслуг, чем поднести её одному Будде. Выше этого ставится сооружение монастыря для Сангхи четырёх сторон света и всех времён. Принять прибежище в Будде, Дхамме и Сангхе - ещё лучше. Ещё ценнее является соблюдение Пяти Правил. Далее идёт развитие доброжелательности (mettā), а наивысшим является прозрение в непостоянство, ведущее к Ниббане.
Мотивация для пожертвования
В суттах описывается несколько мотивов для совершения пожертвований. В Патхамадана сутте (АН 8.4.1) перечисляется восемь их видов:
- пожертвование из-за раздражения или от желания обидеть или оскорбить получателя;
- пожертвование от страха;
- пожертвование в качестве вознаграждения за ранее оказанную услугу;
- пожертвование в надежде получить в будущем что-нибудь в ответ;
- пожертвование из тех соображений, что такой поступок является благим;
- пожертвование со следующей мыслью: "Я готовлю, они не готовят пищу. Для меня, готовящего пищу, будет неподобающим поступком не пожертвовать тем, кто не готовит".
- Некоторые жертвуют, будучи движимы такими альтруистическими мотивами.
- Некоторые совершают пожертвования, чтобы получить хорошую репутацию.
- Есть также люди, совершающие подношения для украшения ума.
Среди мотиваций для жертвования также выделяется личная привязанность, враждебность и заблуждение. Иногда люди совершают дары ради продолжения старой семейной традиции. Также на это человека может подталкивать желание перерождения на небесах. Некоторым совершение пожертвований просто приятно и они совершают его для обретения приятного состояния ума (Патхамадана сутта).
Но в суттах говорится, что пожертвования следует совершать без каких-либо ожиданий (Данамахаппхала сутта, АН 7.5.9). Также этот поступок не должен сопровождаться привязанностью к получателю. Акт пожертвования является низкопробным, если он совершается с мыслью накопить вещи, чтобы использовать их в дальнейшем. Желание удовольствий от совершённого дара в мире после смерти также уменьшает его ценность. Единственным достойным мотивом для жертвования является украшение ума, то есть очищение его от грязи алчности и эгоизма.
Образ действий при пожертвовании
В суттах (напр. Саппурисадана сутта, АН 5.15.8) делается большой акцент на то, как совершается пожертвование. Отношение дарителя в этом процессе имеет огромное влияние на доброжелательность, возникающую между ним и получателем, вне зависимости от размеров дара. Подношения должны совершаться таким образом, чтобы получатель не испытывал оскорбления, унижения или страданий. Нуждающиеся просят с чувством волнения, поэтому долгом жертвователя является не приумножать это волнение, делая тяжкое бремя просящего ещё тяжелее. Также необходимо чувство заботы и уважения. Получатель должен чувствовать, что ему рады. Именно тогда, когда дар совершается с такой теплотой, между дарителем и получателем возникает совместно обогащающее, притягательное чувство дружественности. Пожертвования должны совершаться своей рукой. Личное участие в процессе считается особенно благоприятным. Это стимулирует взаимопонимание между дарителем и получателем и является пользой этого поступка для общества. Единение в обществе подпитывается заботой и вниманием друг к другу, когда щедрость проявляется вместе с теплотой личного участия. Не следует дарить то, что годится только на выброс. Нужно тщательно следить, чтобы подавались только полезные и уместные вещи. Пожертвование не должно совершаться в грубой форме, чтобы отбить у получателя желание прийти снова.
В суттах (напр. в той же Саппурисадана сутте) восхваляется совершение подношений с убеждённостью (saddhā). Пожертвование религиозному служителю должно совершаться с должным уважением и почтением, оно должно сопровождаться радостью представившейся вам возможности услужить такому человеку. Дар должен быть своевременным, особенно тогда, когда получатель имеет в нём большую необходимость. Этот вид даров особенно ценен, потому что такие подношения облегчают волнение и страдания получателя. Пожертвование должно совершаться из альтруистических побуждений, с единственным намерением помочь человеку в трудной ситуации. Кроме того, нужно быть внимательным, чтобы не причинить страданий себе или получателю. Будда восхвалял совершение пожертвований с пониманием и осмотрительностью. Если дар способствует благополучию получателя, то разумно его преподнести. Но если он может пагубно сказаться на благополучии получателя, то здесь нужно как следует поразмыслить. В писаниях такому образу действий при совершении пожертвований даётся высокая оценка и обозначение как "дар добродетельного человека". Ценность дара определяется в большей степени способом, как он преподносится, а не самим его содержанием. Не каждый человек может себе позволить совершить большой дар, но всегда есть возможность сделать своё подношение таким образом, чтобы получатель почувствовал заботу о себе.
Ценность бескорыстного жертвования
Во многих суттах перечисляются различные блага, приносимые жертвованием. Оно стимулирует сплочённость и солидарность в обществе. Это лучший способ уменьшить психологический разрыв, имеющий даже большую значимость, чем разрыв в материальном благосостоянии между теми, у кого есть, и у кого нет. В Магха сутте говорится, что, когда человек укрепился в щедрости, исчезает его ненависть. Щедрый завоёвывает любовь окружающих и многие контактируют с ним (Сихасенапати сутта, АН 5.4.4). Бескорыстное жертвование также укрепляет дружбу (см. Алавака сутту, СНп 1.10).
В Данупапати сутте (АН 8.4.5) говорится, что если человек, совершив подношение, выражает устремление переродиться в каком-то определённом месте, оно будет реализовано только в том случае, если он добродетелен. Пуньякирияваттху сутта (АН 8.4.6) утверждает, что, если человек практикует бескорыстное жертвование и нравственное поведение лишь в небольшой степени и совсем не занимается медитацией, он получит неблагоприятное перерождение в человеческом мире. Тот, кто совершает благие поступки, такие как жертвование и нравственное поведение в значительном объёме, но не занимается медитацией, переродится в благоприятных условиях в мире людей. Но те, кто следуют нравственному поведению и совершают огромные пожертвования, даже без занятий медитацией могут переродиться в небесных мирах. Такие люди, перерождаясь божествами, превосходят других в длительности жизни, красоте, удовольствиях, славе, власти и объектах чувственного восприятия.
В Сихасенапати сутте (АН 7.6.4) перечисляется ряд благ, приносимых бескорыстным жертвованием уже в этом мире. Именно щедрый человек, а не скупой, завоёвывает симпатию окружающих. Архаты приходят к нему первым, получают подношения и первому произносят свои наставления. О нём распространяется хорошая молва. Он может с уверенностью и достоинством участвовать в собраниях. После смерти щедрый человек перерождается в небесном мире. Дананисамса сутта (АН 5.4.5) добавляет к этому популярность, которую он завоёвывает, желание добропорядочных людей контактировать с ним и чувство удовлетворения, ощущаемое от исполнения долга мирянина.
Говорится, что даритель еды дарует другим долгую жизнь, красоту, счастье, силу и ум. Даровав всё это другим, он сам испытывает на себе эти блага (Бходжана сутта, АН 5.37). Та же мысль выражается более кратким утверждением, что человек пожинает то, что посеял (Самуддака сутта, СН 11.10).
Пожертвование, сопровождаемое приверженностью, приводит к обретению богатства и красоты, когда проявляется его результат. Давая подаяние с почтением, человек получит таких детей, жён, рабочих и слуг, которые послушны, исполнительны и чутки. Совершая подношения своевременно, он не только приобретёт большое богатство, но и своевременное удовлетворение потребностей. Жертвуя с чистым желанием помочь другим, он не только разбогатеет, но и обретёт склонность к наслаждению наилучшими чувственными удовольствиями. Совершая дары без причинения страданий себе и другим, он обретает безопасность от пожаров, затоплений, воров, правителей и недоброжелательных наследников (Саппурисадана сутта, АН 5.15.8).
Подобно семенам, дающим большой урожай, когда они посеяны на плодородную, хорошо подготовленную и орошаемую землю, пожертвования отшельникам и брахманам, следующим Благородному Восьмеричному Пути приносят великолепные плоды (Кхетта сутта, АН 8.4.4). Дары, совершаемые без каких-либо ожиданий, могут привести к перерождению в мире Брахмы, в конце жизни в котором человек может стать невозвращающимся (Данамахаппхала сутта, АН 7.5.9).
В Даккхинавибханга сутте (МН 142) по возрастанию перечисляются личности, которые достойны пожертвования и приобретаемые заслуги. Дар животному даёт плод в сто крат. Дар обычному человеку, плохо придерживающемуся норм нравственного поведения, даёт тысячекратный плод, а добродетельному человеку - в десять тысяч раз больше. Пожертвование человеку, не имеющему привязанностей к чувственным удовольствиям, но не являющемуся буддистом, даёт плод в сто тысяч раз. Плод дара идущему к вхождению в поток неисчислим и неизмерим. Чего уж говорить про подношение, сделанное вошедшему в поток, возвращающемуся однажды, невозвращающемуся, архату, самостоятельно пробудившемуся, и в совершенстве пробудившемуся Будде?
В той же сутте говорится, что дар, сделанный Сангхе как группе более ценен, чем дар, ограниченный лишь получившим его одним монахом. Говорится, что в далёком будущем появятся буддийские монахи, которые будут носить только жёлтый воротник как знак принадлежности к числу священнослужителей. Эти люди будут безнравственными и злонамеренными. Но даже если дар таким монахам преподносится как Сангхе в целом, он приносит гораздо больше заслуг, чем при пожертвовании одному монаху. Но тут следует заметить, что это утверждение противоречит другим высказываниям, заключающимся в том, что большой плод приносит именно дар добродетельным, а не безнравственным людям. Здесь очевидно, что на последнее утверждение нельзя так просто закрывать глаза.
Будда однажды сказал, что благим поступком является даже вылить воду после мытья своей тарелки с мыслью: "Пусть частицы пищи, оставшиеся в этой воде, станут питанием существ, живущих в данном месте". Раз так, то насколько же благим поступком является накормить человека! Но Ваччхагота сутта (АН 3.6.7) спешит добавить, что накормить праведного человека приносит больше заслуг.
Другая сутта (Чхалангадана сутта - АН 6.4.7) утверждает, что невозможно измерить количество заслуг, которые накапливаются подношением, наделённым шестью характеристиками. Три из этих характеристик относятся к дарителю и три - к получателю. Даритель должен быть рад своему поступку до его совершения. Он должен быть доволен во время, и удовлетворён после того, как подношение совершено. Таким образом, благородство мысли, которая не содержит и следа алчности до, после и во время подношения, делает дар поистине великим. Получатели также должны быть свободны от алчности, ненависти и неведения или они должны быть людьми, вступившими на путь обучения уничтожению этих умственных пороков. Когда пожертвование совершается при наличии у дарителя и получателя этих качеств, то утверждается, что накапливаемые заслуги являются безмерными как воды в океане.
Однажды Висакха дала глубокое объяснение тех благ, которые она ожидала получить от своей большой щедрости, когда Будда спросил её о преимуществах, даваемых её обильными пожертвованиями. Она ответила, что каждый раз узнавая о достижении посещавшим Саваттхи монахом или монахиней какого-либо плода праведной жизни, она была уверена, что тот человек принимал подношения, которые она постоянно совершает. При мысли, что в достижении этого монаха есть и её определённый вклад, она ощущает себя в полной мере довольной. Как следствие в уме возникает радость (piti). Когда в уме присутствует радость, тело расслабляется. Благодаря расслаблению тела испытывается чувство лёгкости, способствующее сосредоточению ума. Она, в свою очередь, помогает развитию духовных способностей, духовных сил и факторов пробуждения. Таковы преимущества, которые она надеется получить в результате своей щедрости. Будда был столь доволен её глубоким ответом, что воскликнул "Sādhu sādhu sādhu" в знак одобрения.
Очевидно, что одного лишь бескорыстного жертвования недостаточно чтобы положить конец страданиям. Анатхапиндика, которого Будда назвал лучшим среди дарителей, достиг всего лишь вхождения в поток. В писаниях делается особое замечание, что бескорыстное жертвование, чтобы принести наилучшие плоды, должно подкрепляться нравственным поведением. Хотя Анатхапиндика тщательно следовал нормам нравственного поведения, нигде не говорится, что он занимался развитием ума в медитации. Поэтому, несмотря на свои обильные пожертвования, он так и остался вошедшим в поток, не продвинувшись дальше.
В Гхатикара сутте (МН 81) описан уникальный случай пожертвования, когда даритель отсутствовал. Гончар Гхатикара был лучшим дарителем Будде Кассапе. Он достиг ступени Невозвращения, но не хотел вступать в общину монахов, потому что должен был ухаживать за своими слепыми престарелыми родителями. Благодаря благородному поведению и приверженности Гхатикара завоевал большое доверие со стороны Будды Кассапы. Однажды этот Будда подошёл к его дому за подаянием, но в то время Гхатикара отсутствовал. Будда спросил его слепых родителей, где гончар. Они ответили, что Гхатикара ушёл, но пригласили Будду самого взять себе пищу из сосудов и кастрюль и поесть. Будда так и сделал. Когда Гхатикара вернулся и спросил, кто взял пищу, родители сообщили ему, что приходил Будда, и они попросили его взять пищу самостоятельно. Гхатикара был вне себя от радости, услышав о том большом доверии, которое питал к нему Будда Кассапа. Говорится, что та радость и счастье не покидало его в течение двух недель, а его родители испытывали то же самое в течение недели.
В той же сутте рассказывается, как однажды прохудилась крыша в монастыре, где жил Будда Кассапа. Он отправил монахов к Гхатикаре, чтобы принести немного соломы, но в то время хозяин опять отсутствовал. Монахи вернулись и сказали, что у них нет соломы кроме той, которой покрыта крыша дома Гхатикары. Тогда Будда велел монахам взять солому с той самой крыши. Монахи начали снимать солому и престарелые родители Гхатикары спросили, кто пытается разобрать их крышу. Монахи рассказали им и родители ответили: "Пожалуйста, заберите всю солому". Когда Гхатикара узнал об этом, его глубоко тронуло то доверие, которое к нему питал Будда. Возникшая в этот момент радость и счастье не покидало его два дня, а родители испытывали то же самое в течение целой недели. В течение трёх месяцев дом Гхатикары стоял без крыши под открытым небом, но в сутте сказано, что в этот период дождь не попадал внутрь дома. Такова была огромная приверженность и щедрость Гхатикары.
Как уже говорилось в начале этой статьи, бескорыстное жертвование - это первый из благих поступков. Это также один из четырёх видов доброжелательного отношения к другим (Дутияхаттхака сутта, АН 8.3.4). Но важно отметить, что среди качеств, необходимых для освобождения, например среди 37 факторов просветления, бескорыстное жертвование отсутствует. Вместо него, в некоторые из перечней включается качество щедрости, как в этих пяти качествах: убеждённость, нравственность, обученность, щедрость и мудрость. Причина, возможно, состоит в том, что между бескорыстным жертвованием (dāna) и щедростью (cāga) прослеживается небольшая разница, если сравнивать их как заложенные в уме добродетели. Пожертвование - это вполне реальный поступок на физическом уровне, а щедрость - это особое отношение, укореняющееся в уме благодаря частому поднесению даров. Палийское слово cāga в дословном переводе означает "отрешение" или "отказ", что указывает на ослабление твёрдой эгоистичной привязанности к своей собственности, которое это качество ослабляет. Сами по себе пожертвования могут совершаться и на основе негативных побуждений, таких как личная привязанность, враждебность, страх, заблуждение, стремление к хорошей репутации и др., но щедрость является чистой добродетелью, происходящей от соответствующей склонности ума.
Буддизм учит последовательному процессу опустошения себя. Начинается он с пожертвования другим своего материального имущества. Когда склонность к щедрости укореняется и закрепляется всё углубляющимся прозрением в истинную природу всего сущего, в человеке возрастает чувство пресыщения чувственными удовольствиями. На этом этапе он отрешается от мирской жизни и вступает в монашескую общину. Затем приходит время опустошения каналов чувственного восприятия при помощи "охраны дверей чувств". Благодаря медитации человек опустошает себя от глубоко укоренившихся пороков и наполняется положительными благородными качествами. Но весь процесс уничтожения пагубных составляющих начинается именно с бескорыстного жертвования.
<<Назад Практика бескорыстного жертвования |
Оглавление |
Далее>> Жертвование от чистого сердца |
Редакция перевода от 08.02.2024 19:22
- Оставить комментарий
- 293 просмотра