Практика бескорыстного жертвования

Опубликовано khantibalo от 5 ноября, 2007 - 20:33
<<Назад
Введение
Оглавление Далее>>
Бескорыстное жертвование в палийском каноне
Перевод Таблица Оригинал
Dāna
Практика бескорыстного жертвования
Автор: Susan Elbaum Jootla

На написание этой статьи меня вдохновил труд У Чит Тина "Совершенство в щедрости" (The Perfection of Generosity), из которого и был почерпнут основной материал. Комментарий Я глубоко благодарна как лично автору той публикации, так и всем другим учителям, преподающим в международных центрах медитации в британском городе Хеддингтоне и в столице Бирмы Рангуне.

Бескорыстное жертвование (dāna) - это один из важных предварительных шагов в практике учения Будды. Само по себе совершение подношений является основой для накопления благой кармы, называемой также заслугами (puñña). В сочетании с нравственностью, сосредоточением и мудростью, эта практика, в конечном итоге приводит к освобождению от сансары - колеса перерождений. Даже те, кто надёжно укрепился на пути к освобождению, продолжают заниматься бескорыстным жертвованием, потому что оно способствует материальному достатку, внешней красоте и другим радостям в будущих жизнях. Бодхисаттвы развивают совершенство в жертвовании до наивысшей степени, с радостью отдавая органы своего тела и даже собственную жизнь на благо других существ.

Как и все другие благие поступки, акт щедрости принесёт нам счастье в будущем, в соответствии с законом причины и следствия (кармы), которому учит Будда. Совершение подношений приносит пользу в этой и в будущих жизнях, даже если мы и не подозреваем об этом. Однако если намерение сопровождается пониманием, мы можем значительно увеличить накапливаемые этим поступком заслуги.

Количество приобретённых заслуг зависит от трёх факторов: чистота намерений дарителя, духовная чистота получателя, а также вид и размер дара. Будда учил, что нам придётся испытать на себе результаты своих поступков. Хорошие поступки приводят к благоприятным результатам, а плохие - к неблагоприятным. Отсюда вполне разумно совершать как можно больше благих поступков. Что касается практики бескорыстного жертвования, это подразумевает поддержание определённой чистоты ума в процессе совершения подношения, выбор наиболее достойных получателей и принесение им наиболее подходящих и щедрых даров, какие вы можете позволить.

Фактор намерения

Из всех перечисленных факторов в данной практике наиболее важным считается намерение дарителя до, во время и после совершения подношения: "Не контролируя свой ум должным образом, мы не сможем выбрать наилучшие дары, наилучших получателей... и не сможем должным образом подготовить подносимое. И мы можем быть столь глупы, чтобы пожалеть о совершённом после этого." (У Чит Тин, "Совершенство щедрости") В буддизме особое внимание уделяется психологическому аспекту акта пожертвования, проводя различие между различными состояниями ума, с которыми он совершается. Основное различие делается между подношениями, совершаемыми при отсутствии мудрости и сопровождающимися ей. Считается, что второй вид подношений превосходит первый. Примером примитивного акта пожертвования может быть, когда маленькая девочка кладёт цветок на домашний алтарь, не понимая значения этого поступка, а просто по той причине, что мать попросила её об этом.

Наивысшим же типом пожертвования является поступок, совершаемый с мудростью до, во время и после его совершения. Первым видом мудрого подношения может быть совершение его с ясным пониманием того, что в соответствии с законом причины и следствия (карма), он принесёт в будущем благоприятные результаты. Второй вид - это когда даритель осознаёт непостоянство дара, получателя и самого себя. Подношение третьего вида совершается, когда жертвователь считает его частью своих усилий к достижению Просветления. Поскольку совершение дара занимает некоторое время, одно подношение может сопровождаться всеми этими тремя видами понимания на различных стадиях процесса.

Самый лучший мотив для пожертвования - это мысль о том, что оно подкрепляет наши усилия к достижению Ниббаны. Освобождение достигается путём уничтожения умственных загрязнений (kilesa), которые коренятся в заблуждении о вечной душе, которая всем управляет. Как только эта иллюзия уничтожена, эгоистичные мысли не могут возникнуть. Если через практику щедрости мы устремились к высшему умиротворению и чистоте, мы развиваем "совершенство щедрости" (dāna pāramī), накапливая то множество заслуг, которое принесёт свой плод вместе с нашим достижением Просветления. Двигаясь к этой цели, то намерение, которым сопровождается совершение подношений, поможет нам своим вкладом в податливость ума, которая является совершенно необходимым элементом в развитии сосредоточения и мудрости, ведь именно они, в свою очередь, требуются для просветления.

Благородные личности (ariya), то есть те, кто достиг любой из четырёх ступеней к Просветлению, всегда совершают подношения с чистыми намерениями, потому, что их ум действует на основе мудрости. Люди, ещё не достигшие уровня благородной личности могут иногда совершать подношения необдуманно или неуважительно, что происходит от неумелых состояний ума. Будда учил, что в практике бескорыстного жертвования, как и в любом другом поступке тела или речи, моральное качество поступка определяется на основе намерения, которым он сопровождается. Подношение монаху, совершаемое без должного уважения, является неподобающим поступком. Если человек бросил монету нищему, только для того, чтобы избавиться от его присутствия, этот дар также следует считать запятнанным. Комментарий Чтобы дар принёс наибольшие плоды, нужно как следует задуматься об актуальности и своевременности его поднесения. Если дар передаётся через посредника, например, когда вы не своими руками подаёте пищу монаху, а приказали сделать это своему слуге, то ценность дара также снижается. Совершение пожертвования без осознания того, что человек испытывает на себе результаты своих поступков, также снижает кармический потенциал дара.

Ну а если вы только запланировали совершить подношение, но не исполнили своё намерение, количество накопленных заслуг будет совсем незначительно. Поэтому мы должны всегда тщательно следовать нашим щедрым намерениям, если для их свершения не возникает никаких препятствий. Если после совершения пожертвования мы пожалели о своём поступке, большая часть накопленных заслуг будет потеряна.

Добродетельный человек подаёт вежливо и уважительно. Является ли его дар запланированным или спонтанным, он или она обязательно учтёт, чтобы время и содержание подношения подходило получателю. В буддийских странах многие домохозяйки регулярно приглашают несколько монахов и рано утром совершают им подношение пищи. Перед тем как накормить семью, эти женщины всегда преподносят монахам еду своими руками.

Человек может совершить пожертвование из страха порицания со стороны друзей, которое они могут выказать, если узнают об отказе. Дары, совершаемые под таким общественным давлением, принесут небольшие плоды, хотя они всё равно являются благоприятными. Благотворительные акции, предпринимаемые для повышении собственной репутации, также запятнаны эгоизмом и не являются особо ценным видом пожертвования. Также не заслуживают похвал те щедрые поступки, которые совершаются в ответ на сделанное одолжение или в надежде получить что-то взамен. Первое подобно возврату долгов, а второе похоже на взятку.

Получатель пожертвований

Нравственная чистота получателя является другим важным фактором, определяющим кармический плод подношения. Чем выше духовное совершенство получателя, тем больше благ принесёт подношение ему. Отсюда следует вывод, что лучше всего совершать пожертвования наиболее святым и праведным людям. Будда учил, что наилучшими получателями подношений являются благородные личности, такие как сам Будда и те его ученики, которые достигли надмирских путей и плодов. Именно чистота ума, достигнутая при помощи мудрости, делает [принимаемый] дар способным дать обильные благоприятные результаты. Поэтому, для накопления наибольшего количества заслуг мы должны как можно больше и чаще совершать пожертвования благородным личностям. Дары монаху, стремящемуся к состоянию благородной личности, или практикующему буддийскую медитацию [мирянину], соблюдающему Пять Правил, также принесут большое благо.

Благородные личности принимают дар с целью дать жертвователю возможность накопить заслуги. Невозвращающиеся и архаты, то есть те существа, которые достигли двух наивысших ступеней святости, уничтожили алчность к чувственным объектам. Поэтому, когда этим благородным совершают подношения, их ум остаётся отрешённым от получаемых даров и наполнен лишь состраданием к дарителю.

История Сивали, изложенная в комментарии к 98 строфе Дхаммапады, повествует о большой заслуге, которую принёс даже совсем небольшой дар сделанный общине, возглавляемой Буддой. Комментарий Во времена Будды Випасси жители страны соревновались с королём в том, кто из них сделает наибольшее подношение Будде и его общине. Они собрали всё необходимое для подношения кроме свежего мёда и отправили посыльных с большими суммами денег, чтобы приобрести недостающий ингредиент.

Один из посыльных встретил крестьянина, несущего только что собранные соты с мёдом в город для продажи. Посыльный смог купить их у крестьянина только предложив ему за одни соты всю имеющеюся у него сумму в тысячу монет, что было гораздо больше, чем на самом деле они стоили. Крестьянин сказал: "Ты что - с ума сошёл? Этот мёд не стоит и одной монеты, ты предлагаешь мне за него целую тысячу. Какая в этом причина?" Посыльный ответил, что мёд столь ценен для него, потому что это последний из продуктов, который жители собираются преподнести Будде. На это крестьянин воскликнул: "Раз так, я не буду продавать тебе мёд за деньги. Если я могу получить заслуги от этого подношения, то возьми мёд бесплатно." Жители были удивлены верой этого человека, который столь решительно отказался от возможности быстро разбогатеть, и с энтузиазмом согласились включить этого крестьянина в число совершивших подношение и получателей заслуг.

Благодаря этому скромному дару во времена Будды Випасси, крестьянин множество раз перерождался в небесных мирах и стал наследным принцем города Баранаси. В последнем своём рождении он под именем Сивали достиг состояния архата, будучи учеником Будды Готамы. Даже после этого достижения, его подношение мёда продолжало приносить свои плоды. Оказывая почтение тому, кто в столь далёкие времена преподнес свой сладкий дар, боги предоставили жильё и пищу Будде и пяти сотням его монахов, включая досточтимого Сивали, когда вся эта община несколько дней шла по пустынной дороге.

Практика бескорыстного жертвования также приносит благо, когда направлена в сторону не столь продвинутых в духовном плане людей. Если намерение дарителя благое, то даже если получатель является порочным человеком, жертвователь не только накопит заслуги, но и также усилит в себе склонность к отрешению. Дар, мысленно подносимый Сангхе (общине благородных личностей), но реально передаваемый в руки падшего монаха, всё равно принесёт большое благо. Мы не должны для большей уверенности считать порочного человека добродетельным, но мы должны уделять наибольшее внимание своему отношению во время совершения пожертвования, потому что оно является фактором, который мы можем контролировать в наибольшей степени.

Подносимые объекты

Третий фактор, участвующий в акте пожертвования - это сам дар, материальный или нематериальный. В 354 строфе Дхаммапады записаны слова Будды, в соответствии с которыми дар благородных учений (Dhamma-dāna) превосходит все дары. Те, кто объясняют другим людям учение Будды, например монахи, читающие лекции или декламирующие тексты из Типитаки, учителя медитации - все они совершают дар Истины, наивысший акт щедрости. Те, кто не способен сам обучать Дхамме, может совершить такой дар другим способом. Мы можем дарить буддийские книги, оплачивать перевод или публикацию редкого или нового текста, объясняющего учение Будды. Мы можем обсуждать Дхамму между собой и побуждать других к соблюдению этических правил или занятиям медитацией. Также мы можем написать на благо других статью, объясняющую тот или иной аспект учения Будды. Пожертвование денег или добровольная работа в медитационном центре, спонсирование проживания учителя медитации также можно счесть даром Дхаммы, потому что целью центра и буддийского учителя состоит в передаче людям учений Будды.

Наиболее распространённым даром являются материальные предметы. Чтобы дать наилучший результат, предмет необязательно должен быть дорогостоящим, что иллюстрирует история о Сивали и мёде. Если бедняк преподносит монаху чашку риса, которая является для него единственным источником пищи в течение дня, он совершает огромное пожертвование, которое может принести значительный плод. В то же время, если богатый торговец, зная заранее о визите монаха, преподнесет ему точно такую же чашку риса, плод его подношения будет невелик. Мы должны стараться подавать вещи, качество которых хотя бы не хуже тех, что мы используем для себя. Здесь стоит вспомнить жителей Бирмы, которые покупают на рынке наилучшие фрукты в дар монахам, хотя из-за высокой цены эти люди не могут позволить себе купить их для личного употребления.

В число пожертвований монашеской общине входит пища, одежда, лекарства и жильё, и в пределах этих категорий подносится большое разнообразие даров. Их границы определены в Винае - правилах монашеской дисциплины, поддерживающих моральную чистоту и устойчивость Общины. Миряне, знающие и понимающие эти правила, могут накопить огромные заслуги, поднося нужные монахам и монахиням вещи в нужное время. Комментарий

Рассказ о Висакхе, лучшей из женщин - мирских последователей Будды, ярко иллюстрирует плод больших подношений. Когда Висакха выходила замуж, её отец начал большие приготовления и дал ей обширное приданное. В него входило пятьсот повозок, в каждой из которых были деньги, а также золотая, серебряная и медная утварь. Комментарий Затем он решил дать ей в приданное и часть своего скота. Он приказал слугам вывести столько животных, сколько поместится на указанном отрезке земли. Когда коровы вышли на этот участок, он приказал закрыть загоны со словами: "Этого будет достаточно для моей дочери". Однако, хотя засовы были тщательно закрыты, сильные быки и дойные коровы перепрыгнули через ограждение и присоединились к тем, кто уходит с Висакхой. Слуги отца не могли удержать их, как бы они ни старались.

Все эти животные пошли с Висакхой потому, что давным-давно, в одной из прошлых жизней во времена Будды Кассапы, она подала 5 видов молочных продуктов общине из 20000 монахов и учеников. Будучи в то время младшей дочерью короля Бенареса Кики, она продолжала предлагать монахам молоко, сливки, топлёное масло и другие продукты, даже когда они говорили что сыты. Заслуги того дара привели к тому, что столь большое количество скота отправилось с ней во время выхода замуж в её жизни как Висакхи. И никто не смог воспрепятствовать этой заслуге принести свой плод.

Материальные пожертвования религиозного характера включают в себя денежный вклад в дело строительство нового храма или монастыря, приобретение золотого листа для покрытия его купола или статуи Будды для внутреннего убранства. Получателями этого дара являются обычные люди - все те, кто приходят в храм или выражает почтение изображениям Будды.

В число мирских пожертвований жителям своего города могут входить денежные взносы в пользу благотворительных организаций, больниц или публичных библиотек, поддержание соседнего парка в чистоте и порядке и т.п. Ещё больших заслуг можно добиться, если вы не просто делаете денежные пожертвования, а принимаете личное участие в работе этих организаций. Такой дар своего труда может принести большое количество заслуг, если он сопровождается чистыми намерениями.

Совершенство в практике бескорыстного жертвования

Существует ещё один вид пожертвований, при совершении которого не принимаются во внимание моральные качества получателя и даже мирские блага, получаемые в качестве плодов заслуг. Щедрость этого вида происходит от желания к отрешению, т.е. от мысли уничтожить свою привязанность к обладаемым вещам, и направлено на пожертвование наиболее дорогих и трудных для отрешения объектов. Бодхисаттвы совершают такие пожертвования всегда, когда предоставляется возможность, и строго для того, чтобы достичь "совершенства в жертвовании" (dānapāramī), которое стоит первым в перечне 10 совершенств. Для достижения состояния Будды данное совершенство должно быть развито до наивысшей степени. Труд Бодхисаттвы в этом направлении требует от него гораздо больше, чем то, чему могут следовать другие существа. Многие Джатаки повествуют, как Бодхисаттва, ставший впоследствии Буддой Готамой, отдавал другим свои вещи без какой либо мысли о себе или о мирских благах, которые его пожертвование может принести. Единственной целью в практике щедрости, совершаемой Бодхитсаттвой, является выполнить необходимые условия для достижения состояния Будды.

Входящая в состав Палийского Канона книга "Чарияпитака" содержит рассказы о 10 прошлых жизнях Бодхисаттвы. Комментарий В одной из этих жизней он был брахманом по имени Санкха, который увидел Паччекабудду, просветлённого человека, который не учит других, идущего босиком по пустынной дороге. Санкха подумал: "Желая накопить заслуги, увидеть человека наиболее достойного подношений и не сделать ему дара, будет недостатком в моей практике благих дел." И брахман, будучи куда менее крепким и здоровым, подарил Паччекабудде свои сандалии, хотя сам нуждался в них больше него (раздел 1, история 2).

Есть ещё одна история, в которой описывается рождение Бодхисаттвы королём по имени Маха-Судассана. Он приказал глашатаям несколько раз в день оповещать в тысяче мест по всей его империи, что каждый нуждающийся может прийти в то место и получить то, что пожелает. "Если приходил бездомный отшельник, днём или ночью, он получал любые необходимые ему вещи и уходил с полными руками." Маха-Судассана всегда подавал без какой либо задней мысли, "без привязанности, не ожидая ничего в замен, ради самостоятельно достигаемого пробуждения" (раздел 1, история 4).

Для достижения высшей формы совершенства в жертвовании, Бодхисаттва должен отдавать не только материальное, но и более сложные для подношения вещи. Он должен без колебаний отдавать органы своего тела, детей, жену и даже свою жизнь. Когда Бодхисаттва был королём по имени Сиви, он вырвал себе глаза голыми руками и отдал их Сакке, правителю небес 33 богов. Сакка пришёл к королю Сиви в форме слепого старца, чтобы дать ему возможность совершить такой необыкновенный дар. Сиви пожертвовал свои глаза без сомнений до, без нежелания во время и без сожаления после поступка. Он сказал, что этот дар сделан "ради непосредственно самого Пробуждения. Два глаза не были для меня неприятны. Всеведение столь дорого мне, поэтому я отдал свои глаза" (раздел 1, история 8).

Будучи принцем Вессантарой, Бодхисаттва отдал великолепного и могучего королевского слона людям из соперничающего королевства по их первой просьбе. В результате этой щедрости его самого с женой и двумя малолетними детьми выслали в удалённую горную местность. Они жили в лесу и, пока Вессантара ухаживал за дочерью и сыном в шалаше, его жена проводила время в поисках диких фруктов, которыми они питались. Однажды мимо их жилища проходил путник и попросил Бодхисаттву отдать ему детей. Вессантара отдал их без каких-либо колебаний. Позже он отдал и свою добродетельную жену. "Дети не были мне неприятны, моя жена Мадди тоже не была мне неприятна. Всеведение было дорого мне, поэтому я отдал тех, кто был мне дорог." (раздел 1, история 9). Здесь нужно заметить, что в то время жена и дети считались личной собственностью мужчины. Много жизней до этого Мадди пожелала стать женой Бодхисаттвы и разделить с ним все испытания, которые уготованы ему на пути к состоянию Будды. Плод её собственной кармы в сочетании с намерением принца Вессантары привели к тому, что её отдали как пожертвование. Их дети тоже испытывали результаты своих прошлых поступков, когда им пришлось расстаться с родителями.

Также упоминается случай, когда Бодхисаттва родился мудрым зайцем. Эта жизнь закончилась, когда он с радостью прыгнул в костёр, разведенный изголодавшимся брахманом (здесь, как и ранее, это был Сакка), чтобы тот мог насытиться жареным мясом. Благодаря чистоте ума Бодхисаттвы во время совершения этого наивысшего дара своего тела и жизни, огонь не причинил боли, обжигая ему плоть. В отношении этой истории он сказал, что на самом деле огонь успокоил его и принёс умиротворение как прохладная вода, потому что он полностью завершил развитие совершенства жертвования.

Высшая цель бескорыстного жертвования

Целью буддийской духовной практики является освобождение от страданий, приносимых перерождениями в Сансаре. Будда учил, что уничтожение неведения и умственных загрязнений, которые оно подпитывает, приведёт нас к Ниббане - полному прекращению страданий. Дурные умственные склонности вынуждают нас привязываться к тому, что мы ошибочно принимаем за "самих себя", они заставляют нас бороться за удовлетворение наших ненасытных чувственных желаний с помощью объектов, которые по своей сути непостоянны и, как следствие, не приносят удовлетворения.

Будда сказал, что практика бескорыстного жертвования поможет нам в наших усилиях по очищению ума. Щедрые подношения, сопровождаемые благими намерениями, помогают уничтожить страдания тремя способами. Во-первых, когда мы принимаем решение отдать что-то своё другому человеку, мы тем самым уменьшаем собственную привязанность к этому объекту. Привычка совершать пожертвования способна последовательно ослаблять умственную алчность, являющуюся одной из основных причин несчастья. Во-вторых, совершение пожертвований с благими намерениями приведёт к будущим рождениям в таких условиях, которые будут благоприятны для встречи с чистым учением Будды и практики этого учения. Третьим, и наиболее важным благом бескорыстного жертвования, когда оно совершается с намерением добиться такой послушности ума, которая необходима для достижения Ниббаны, является даваемый нашей щедростью здесь и сейчас стимул к развитию нравственности, сосредоточения и мудрости (sīla, samādhi, paññā). Комментарий Эти три этапа составляют Благородный Восьмеричный Путь Будды и совершенствование на этом пути приносит прекращение страданий.

Если мы совершаем подношения с целью достичь материального богатства в будущих жизнях, мы можем достичь этой цели при условии соблюдения принципов нравственного поведения. Однако Будда учил, что цель достичь освобождения является куда более возвышенной, чем устремление к мирскому счастью в будущих жизнях. Дело в том, что дар, совершаемый с желанием чувственных удовольствий, отчасти сопровождается действием жажды (taṇhā) - одного из умственных "корней порока". Заслуги, накапливаемые такими пожертвованиями, тратятся на непостоянные удовольствия, привязывающие нас к вращению в пределах колеса перерождений, что в истинном смысле всегда является источником страданий. Жертвование, связанное с жаждой не может сделать свой вклад в достижение единственного вида счастья, которое не исчезает - освобождения от колеса перерождений, достигаемого только при полном уничтожении жажды. Подношения, не запятнанные жаждой и привязанностью, могут быть совершены только в то время, когда распространено учение Будды. Поэтому, живя в это время, мы должны совершать подношения именно с целью положить конец жажде. Когда жажда уничтожена, исчезает и страдание, что и представляет собой освобождение.

Пусть заслуги от этого дара Дхаммы пойдут во благо всех живых существ!

<<Назад
Введение
Оглавление Далее>>
Бескорыстное жертвование в палийском каноне

Редакция перевода от 02.03.2020 15:50

Комментарии