Жертвование от чистого сердца

Опубликовано khantibalo от 5 ноября, 2007 - 20:33
<<Назад
Бескорыстное жертвование в палийском каноне
Оглавление Далее>>
Щедрость: внутренее измерение
Перевод Таблица Оригинал
Практика бескорыстного жертвования
Жертвование от чистого сердца
автор: Maurice O'Connel Walshe

Для некоторых людей совершение пожертвований является совершенно естественным, они рады этому и печалятся, если их щедрые намерения не реализуются. И хотя очевидно существует немало примеров глупого пожертвования, в общем и целом, совершать такие поступки является благим и достойным поступком. Это признаётся практически во всех религиях. В христианстве говорится, что блаженнее давать, нежели принимать, а в исламе есть даже прямое указание давать из своего имущества подаяние бедным. Комментарий

Возможно, нам стоит начать с прямого рассмотрения наиболее деликатного для некоторых людей вопроса - пожертвований общине буддийских монахов (Сангхе). В строфах, декламацию которых буддисты-миряне слышат достаточно часто или даже совершают сами, Сангха описывается как "несравненное поле заслуг для мира", что означает несравнимые ни с чем заслуги, которые накапливаются при пожертвованиях ей. Разумеется, не все миряне, которые слышат или участвуют в подобной декламации, понимают смысл этих слов. Но среди понимающих, буддисты или сочувствующие Буддизму из западных стран иногда реагируют на них с долей возмущения, считая данное утверждение бестактным или чем похуже. На самом деле, те, кто сформировались хотя бы под небольшим влиянием Лютеранской христианской традиции, сразу вспомнят о злоупотреблениях церкви того времени, подвергнутых критике со стороны Мартина Лютера. Тогда понятие "благие дела" связывалось в наибольшей степени с содержанием священников и монахов, которые в некоторых случаях были как минимум ленивы и порочны в отношении того образа жизни к которому они пристрастились.

Хотя по этой причине данная реакция на слова декламации вполне объяснима, ей следует противопоставить должное объяснение, таким образом, она не пустит корни при условии, что Сангха будет ясно наблюдаема как сообщество людей, следующих "хорошему пути", т.е. достойному поведению. Традиционное сообщество последователей Будды состоит из четырёх групп людей: монахи, монахини, миряне и мирянки. Хотя основанная Буддой община монахинь к настоящему времени исчезла, тем не менее, есть женщины, принявшие праведную жизнь и живущие аналогично монахиням прошлого. Сейчас наблюдаются все признаки того, что их численность будет расти. Отношение между первыми двумя группами буддистов является симбиозом. На самом деле, Сангха обладает бесценным сокровищем, которое она дарует - учением Будды (Дхамма). В 354 строфе Дхаммапады говорится, что дар Дхаммы превосходит все дары. Члены монашеской общины имеют неснимаемую обязанность следовать правилам монашеской дисциплины (Виная) и непрерывно стараться достичь Просветления. Фактически, только поступая таким образом, они могут претендовать на звание "непревзойдённого поля заслуг". А если они не выполняет этой обязанности, монахи подводят не только себя, но и поддерживающих их мирян. Монах или монахиня, которые не могут следовать установленным для них правилам, должны и, в некоторых случаях, просто обязаны покинуть Общину. Это следует считать хотя бы частичной расплатой за злоупотребление щедростью мирян.

Ранее уже упоминались записанные в Библии слова о том, что блаженнее давать, нежели принимать. Интересно заметить, что в описании медитации доброжелательности (mettā-bhāvanā) даётся реальный метод следования этому трудному Иудейско-Христианскому наставлению "возлюби ближнего своего как самого себя". Таким образом, Буддизм раскрывает точный технический смысл этого библейского утверждения. Когда мы получаем что-то приятное, в Буддизме это считается плодом или результатом (vipāka) совершённого ранее благого поступка. Приятно испытывать на себе его результаты, но со временем заслуга исчерпывается и удовольствию приходит конец. Бескорыстное жертвование в свою очередь называется умелым поступком (kusala kamma), который в будущем принесёт благоприятный плод дающему. С этой точки зрения совершенно ясно, почему давать "блаженнее", чем получать. Однако это благо остаётся в полной мере мирским и ограниченным, являясь "заслугой для мира". Но поскольку все наши поступки формируют привычки, один акт пожертвования подталкивает совершить его снова, и по мере дальнейших щедрых поступков это желание накапливается. И конечно, этот вид умелого поступка может привести и к другим не менее благоприятным, не зря же бескорыстное жертвование стоит первым в списке "десяти совершенств", даже перед нравственностью. В конце концов, и безнравственный человек может быть щедрым!

Ныне покойная I.B.Horner выбрала 10 Джатак для иллюстрации 10 совершенств и поместила их в широко известную книгу для начинающих изучать язык Пали. Там для иллюстрации бескорыстного жертвования как первого совершенства представлена 316я Джатака о зайце, пожертвовавшем своё тело. По странному стечению обстоятельств, в западном мире из джатак той же тематики наиболее известна Вессантара Джатака (№547). В ней Бодхисаттва отдаёт всё что имеет, включая в конце концов, свою жену и детей, о чём некоторые могут подумать как о безумном нравоучении. Но в Таиланде эту историю рассматривают особо и часто выбирают предметом особых чтений и проповедей для обучения мирян.

Бескорыстное жертвование является устремлением, идущим от сердца, и, как я уже ранее говорил, есть люди, которым совершать его приятно само по себе. Это прекрасно при условии, что щедрый поступок сопровождается мудростью. Конечно же, есть и другие люди, которые жертвуют с неохотой, они же обычно испытывают затруднения, когда нужно сказать "спасибо", "пожалуйста", "извините" и т.п. Всем им будут полезны медитации "четырёх возвышенных состояний", особенно на тему доброжелательности и сострадания, которые помогут им открыть своё сердце.

Недавно в Великобритании у нас появился великолепный пример силы пожертвования от чистого сердца, от того, что для многих оказалось совершенно неожиданным источником. Движимый бедственным положением голодающего населения Эфиопии, рок-звезда Боб Гелдоф организовал фантастический международный концерт для сбора средств в помощь этим людям. С помощью современных технологий благодаря проведению концерта удалось собрать миллионы фунтов стерлингов, что является самым грандиозным актом щедрости в истории, проникнувшем в сердца миллионов и преодолевшем не только политические и религиозные границы, но и ту пропасть, которая существует между любителями и противниками этого вида развлечения.

Вряд ли необходимо акцентировать внимание на том, что пожертвование должно совершаться с большой осмотрительностью, оно в той же мере подпадает под правило срединного пути, как и другие составляющие духовной практики. Например, давать ребёнку всё, то он хочет или думает, что хочет, не является хорошим методом воспитания. В противоположность популярным ныне новомодным теориям, не будет вреда, если иногда желания избалованного отпрыска не будут исполняться. Безусловно, совершать дары с мыслью получить что-либо взамен, не является наилучшим возможным образом действий, даже если вы желаете благодаря ему переродиться в мире богов. Этот вид жертвования коренится в привязанности и поэтому обладает лишь ограниченным кармическим потенциалом.

Заметим здесь, что одним из подлинных благ для жертвователя состоит в том, что спонтанное дарителя является великолепным способом преодоления привязанности. Именно такой смысл заложен в истории Вессантары. Мы, люди Запада, думаем о несчастной жене и детях, которых Бодхсаттва пожертвовал (хотя эту историю венчает счастливый конец и они возвращаются к нему), но смысл в том, чтобы считать их объектами привязанности, из-за которой от них необходимо отрешиться. Несмотря на популярность этой конкретной истории, современные исследователи считают, что изначально она не была буддийской и что кто-то просто неумело адаптировал её для передачи буддийского поучения. Комментарий

Чем глубже мы рассматриваем вопрос бескорыстного жертвования, тем больше аспектов мы обнаруживаем. Мы находим целый ряд как умелых, так и неумелых способов совершать его. Мы завершим наше рассмотрение удивительным каноническим примером сомнительных результатов неумелого жертвования. Комментарий Так в Паяси сутте (ДН 23) описывается диспут между принцем Паяси - скептиком, не верящим в перерождение, и досточтимым Кумара-Кассапой. Комментарий Услышав от досточтимого серию блестящих метафор, Паяси заявляет о принятии учения Будды и решает начать благотворительную деятельность "в помощь отшельникам и брахманам, путешественникам, нищим и нуждающимся". Раздачу подаяний он поручает молодому брахману Уттаре. (Таков правильный перевод, у Рис Дэвидс здесь переведено неверно.) Уттара жалуется, что пища и одежда, которую ему предписано раздавать, столь плохая, что Паяси сам даже не дотронется до такой. В ответ на это Паяси предлагает брахману заняться собственной деятельностью по раздаче "пищи, такую же, как я ем и одежды как я ношу", чем он и начинает заниматься. В конце сутты рассказывается о результатах благих дел, которые эти двое получили в следующей жизни. Паяси, начавший скупую благотворительную деятельность, действительно переродился в небесном мире. Но это был лишь самый низший уровень - мир Четырёх богов-царей. Там он жил в пустом небесном дворце из ширишового дерева. Однажды его навестил досточтимый Гавампати - один из архатов, проводивший свой отдых в низших небесных мирах. И так эта история попала в мир людей. Но Уттара, который реформировал благотворительную деятельность и дарил от чистого сердца, переродился на более высоком уровне существования - в мире Тридцати Трёх богов. Комментарий

Скорее всего мало кто из западных людей станет заниматься благотворительностью, чтобы переродиться в мире Тридцати Трёх, и наверное, единственное благо, к которому они будут стремиться - это очистка совести. Зная о чьей-то острой нужде, как в случае с жителями Эфиопии, люди не могут простить себе, если они имели возможность, но не помогли чем-либо. Это гораздо лучше, чем надеяться на перерождение в небесных мирах, но чистая совесть иногда может быть куплена слишком дёшево. Лучше всего, когда жертвование - само себе награда, и её вполне достаточно! Комментарий

<<Назад
Бескорыстное жертвование в палийском каноне
Оглавление Далее>>
Щедрость: внутренее измерение

Редакция перевода от 15.12.2018 22:56