Строфа 11
Кто в ответ на просьбу научить полезному рассказывает бесполезное
и объясняет в размытой форме – знай его как подонка.
Человека просят рассказать о том, что приносит благо в этой жизни и в следующей, но он объясняет то, что не приносит им пользы, и объясняет с помощью таких слов, которые слушатель не понимает. Он имеет "кулак учителя", т.е. учения, которые скрывает от учеников.
Строфа 12
Кто, совершив дурной поступок, желает: "Пусть никто не узнает, что это [сделал] я",
кто творит свои дела в тайне – знай его как подонка.
Человек совершил дурной поступок телом, речью или умом и скрывая его, хочет, чтобы никто не узнал кто его совершил. Он занимается укрывательством своего дурного поступка.
Строфа 13
Кто, пойдя [в гости] к другой семье и отведав изысканной еды,
не отплачивает [тем же] пришедшему [оттуда] – знай его как подонка.
Человек приходит в гости к родственникам или друзьям и его угощают вкусной едой. Когда оттуда приходят в гости к нему, он не угощает или даёт объедки.
Строфа 14
Кто брахмана, отшельника или даже другого человека, живущего подаянием
ложной речью обманывает – знай его как подонка.
(объяснение аналогично комм. к СНп 1.6 вопрос 5)
Брахман и отшельник здесь можно понимать как в том смысле, как эти слова переопределяет Будда (Дхп 388) или в прямом смысле этих слов - выходец из сословия брахманов и отрешившийся от мирской жизни человек. Подонком является тот, кто обещает их обеспечивать, а когда они что-то просят, не даёт.
Строфа 15
Кто брахмана и отшельника, когда настало время принятия пищи
злит [грубыми] словами и не даёт [еды] – знай его как подонка.
Здесь речь о времени принятия пищи или когда эти люди люди приходят во время еды. Человек не думает, что у него возникла возможность совершить благое дело, вместо этого он оскорбляет пришедшего, отказывается просто видеть его, не говоря уже о том, чтобы накормить.
- Оставить комментарий
- 58 просмотров