История Матанги

Опубликовано khantibalo от

7. Vasalasuttaṃ

Знай это и вот каким образом, я приведу такой пример:
жил один сын чандалы, из низкого сословия, известный как Матанга.
Он достиг высочайшей славы, которую крайне трудно обрести
и многие брахманы и кшатрии приходили служить ему.
Он взошёл на колесницу божеств, на незагрязнённый великий путь,
отрешившись от чувственной страсти, он достиг мира брахм.
Происхождение не помешало ему возродиться в мире брахм.

Будда говорит, что несмотря на низкое происхождение и низкий способ заработка на жизнь этот Матанга достиг выдающейся славы, которую трудно обрести даже родившемуся в высоком сословии, не говоря уже о низком. К нему со всей Джамбудипы приходили прислуживать люди из всех сословий, в том числе высших.

Он взошёл на путь, которым шли великие личности - будды и прочие. Этот путь (колесница божеств) - восемь достижений (4+4 джханы), который доставляет в мир брахмы. После смерти он возродился в мире брахм, несмотря на низкое происхождение. Далее в комментарии эта история даётся подробно. Эта же история приводится и в 497 джатаке, но там она немного отличается.

7. Vasalasuttaṃ

Есть брахманы, рожденные в семьях наставников, и гимны - их родственники.
Они часто замечены за совершением дурных поступков.
В этом мире их порицают, в следующем им уготован дурной удел.
Их происхождение не спасает от дурного удела или порицания.
Не по происхождению человек является подонком, не по происхождению он является брахманом.
По поступкам он становится подонком, по поступкам он становится брахманом."

Человек рождается в семье брахманов, зачитывающих гимны. Его видят совершающим дурные поступки, такие как убийство и прочие. Из-за этого родители отрекаются от него, говоря "это не наш сын", брахманы советуют не допускать его к брахманским ритуалам, давать ему подношения или разговаривать с ним. Другие люди тоже порицают его. После смерти он попадает в дурной удел. Высокое происхождение не спасает его ни от презрения в этом мире, ни от дурного удела в следующем.

Таким образом Будда доказывает своё утверждение, что подонком и брахманом становятся по поступкам, а не по рождению.